Синдром стюардессы: нужна ли ученикам – единая, а учителям – корпоративная форма

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Перед новым учебным годом Online47 в очередной раз обращается к теме дресс-кода в системе образования

На пороге осени традиционно «всплывает» один и тот же вопрос: нужна ли ученикам единая, а учителям корпоративная форма? Иными словами, стоит ли вводить в образовательных учреждениях разного уровня обязательный дресс-код. Online47 в очередной раз обращается к этой теме с учетом мнений экспертов: учеников, преподавателей и общественности.

За и против

В конце прошлого лета нам напомнили о том, что российским школам и вузам предложено признать корпоративную форму.

Тогда же градоначальник Санкт-Петербурга, например, велел организовать в учреждениях системы образования специальные собрания и опросы на эту тему, а заодно пообещал помощь города в том случае, если большинством «причастных» дресс-код будет одобрен. Кроме того, он высказал мнение, что корпоративная учительская форма по стилю и тонам вполне может сочетаться с формой учеников (там, где единый подход уже существует).

Но мысль создать и, тем более, утвердить какой-то стандарт сама собой «рассосалась», несмотря на то, что первые образцы такой одежды были представлены участникам большого Городского Педсовета.

Тогда же по итогом общегородского опроса, организованного в VK, большая часть принявших в нем участие педагогов Санкт-Петербурга высказалась против так называемого «синдрома стюардессы».

«У нас такая работа, что чаще всего некогда задумываться о том, что «на зуб положил» – не то, что о смене нарядов, требующих солидных затрат, – вздыхает учитель одной из школ Приморского района Санкт-Петербурга Татьяна Семенова. – Помнится, в советское время шла борьба с обезличиванием: в свое время форму мышиного цвета мальчиков сменили на синюю, но это мало что изменило. Поэтому в 90-х годах многие школы пошли на эксперимент – ученики одевались «кто во что горазд» – так, что в глазах рябило, и для меня имеет значение не одежда, а, прежде всего, интерес к предмету, который всякий раз надеешься видеть в глазах ученика. Не случайно же мы запоминаем либо «звездочек» – самых заинтересованных, либо, наоборот, тех, кто демонстрирует отчаянное разгильдяйство. Стараемся как-то на такое отношение повлиять – то получается, то – нет. Но к одежде, опять-таки, это особого отношения не имеет».

Педагог уверена, что как учитель, так и ученик должен выглядеть достойно, быть в одежде спокойных тонов – не вызывающей.

«Мы же не попугаи, чтобы дети от нас шарахались, – шутит она. – Как в хорошем литературном произведении, важна не форма, а содержание. И банальный подход: «там, где брошка, там перед…», как любят говорить дети, «не катит»».
Не пропустите

В Ленобласти, к слову, к этому вопросу подходят взвешенно, с точки зрения здравого смысла: неприемлем подход «вырви глаз», основное требование к внешнему виду ученика и учителя – опрятно, стильно, но без излишеств. Такая одежда настраивает на рабочий лад.

«Там, где брошка, там перед…»

Тема единого подхода к внешнему виду школьника и учителя возникает далеко не в первый раз. Но при этом в тренде остается принцип: «белый верх, темный низ». Хорошо это или плохо? Дети и взрослые отвечают на этот вопрос по-разному.

«Конечно же, особенно девочки обращают внимание на то, как одеваются учительницы, какие у них причкски. Нам нравится стильная учительская одежда: светлые блузки, костюмы, – объясняет семиклассница из Всеволожского района Ленинградской области Вероника Короткова. – Но важнее, как они с нами общаются – ведь криком тишины в классе и знаний не добьешься. Понимаю, что детям не стоит сердить учителей «взмыленным», неопрятным видом, но и учителя не должны видеть в нас только «серых мышек». Моя мама – учительница литературы считает плохим примером, например, «человека в футляре».

А ведь верно, человек этот старался запрятать в футляр точно также, как калоши и зонтик, даже собственную мысль. А стоит ли считать одежду футляром, способным скрыть нас от настоящей, «действительной жизни», уже следующий вопрос.

«Считаю не такой уж плохой для школьных, да и вузовских преподавателей (особенно мужчин) привычку одеваться по принципу: «белый верх, темный низ», – высказывает свое мнение доктор исторических наук, профессор Алексей Строков. – Ведь это в любые времена – классическое сочетание при деловом стиле. К слову, когда стоишь за учительским столом в школе или за кафедрой в университете, невольно выхватываешь взглядом самые непривычные сочетания цветов. Ученику это ничего хорошего не сулит – «выхваченный», скорей всего, будет допрошен с пристрастием и во время занятий, и на экзамене. Правда, поступать, как Киса Воробьянинов, говоривший: «Этот пиджак я ношу уже пятнадцать лет, и он все как новый!» Думаю, что и опросы общественности не помогут поставить точку в этом поистине историческом споре. Кто-то прислушивается к мнению Раневской, полагавшей, что «нет толстых женщин, есть маленькая одежда», а кому-то ближе мнение стилистов, что «стиль – это искусство быть собой».

Главное, по мнению уважаемого эксперта, понять, что «быть элегантным – не значит бросаться в глаза», и что даже «у чопорной белой блузки может быть тысяча отличительных черт».

Как бы там ни было, по прогнозам экспертов Роскачества, официальный ГОСТ (Государственный стандарт РФ) для школьной формы появится не раньше 2024 года. Пока рано гадать, каким он будет, и тем более, всех ли устроит. Значит, тема неизбежно продолжится.

Евгения Дылева

Фото: Валентин Илюшин/Online47