День Победы в Великой Отечественной войне — один из главных праздников современной России и Советского Союза. И если в послевоенное время в СССР двух мнений насчет этого события быть не могло, некоторые европейские страны раздирали противоречия. Часть из них сочли себя проигравшими, население других не было против нацистов, а третьим нужно было как-то уживаться с этими двумя «сортами» людей. Online47 выяснил, из-за чего Россия и Запад отмечают событие в разные даты, и почему День Европы для европейского общества затмил героический подвиг предков.
Днем раньше, днем позже
Разный взгляд стран антигитлеровской коалиции на капитуляцию Нацисткой Германии прослеживается буквально с момента подписания соответствующего акта. Ведь у западных стран датой Дня Победы в Европе принято считать 8 мая, в то время как Днем Победы в Великой Отечественной войне было и остается 9 мая.
И дело заключается даже не в разных часовых поясах, а в том, что Нацистская Германия дважды подписывала акт о капитуляции. В первый раз документ представили и утвердили при участии представителей союзников и СССР ночью 7 мая на территории Франции. Происходило это по инициативе нацистского руководства, которое очень не хотело попасть в руки к советской власти.
Но Иосифа Сталина столь формальный вариант не устроил, он справедливо заметил, что акт безоговорочной капитуляции должен быть подписан непосредственно в столице Нацистской Германии при верховном командовании стран-союзниц.
Встреча состоялась в ночь с 8 на 9 мая в берлинском пригороде Карлсхорст, в то время как в странах Европы, по сути, уже отпраздновали знаменательное событие. Важно отметить, что в отличие от первого документа, второй был подписан не только на английском и немецком языках, но и на русском.
Не одна и не для всех
Распространившаяся по Европе «коричневая чума» была главной угрозой для человечества, но далеко не все страны одинаково воспринимали победу над ней. Для некоторых государств капитуляция Нацисткой Германии стала лишь эпизодом Второй мировой войны, включая тех же американцев, которые не меньшее значение предавали тихоокеанскому театру военных действий.
Потери среди военнослужащих и мирных граждан СССР попросту несравнимы с тем, как война отразилась на других странах. Она коснулась буквально каждой советской семьи, оставив неизгладимый след в душе каждого жителя, тогда как для многих европейцев она, по сути, обернулась лишь временными неудобствами. Некоторые государства попросту не сопротивлялись, другие противостояли нацисткой идеологии всего несколько дней.
В то время как для советских граждан победа над нацистами была вопросом выживания, граждане некоторых других стран участвовали в боях по большей части исходя из каких-то личных устремлений. Так что в целом разное отношение к этому событию вполне объяснимо.
Историю пишут не только победители
Каждая страна по-своему усвоила уроки Второй мировой войны, но общий для всех тезис, что нацизм — зло, был доведен до всех без исключения. Главные злодеи наказаны, а идеология предана осуждению на официальном уровне. После этого европейские страны избрали для себя путь примирения — создание неких «Соединенных Штатов Европы».
Поэтому уже спустя четыре года после Победы в Европе 5 мая 1949-го был создан Совет Европы, а 9 мая 1950-го подписана декларация Шумана, ознаменовавшая появление Европейского Союза. Со временем они затмили собой День Победы в Европе, ведь для хрупких европейских скреп и курса на единение исход Второй мировой войны, а именно победа одних и поражение других, фактор разделяющий, в отличие от общей трагедии.
Между тем в годы холодной войны память о Победе над нацистами не только указывала на старые обиды европейцев друг на друга, но и служила для части из них неким объединяющим фактором с Советским Союзом. Так что с годами стремление к осуждению преступлений нацистов в ряде стран ослабевало. Тем временем их сторонники и потомки по понятным причинам особенно яро выступали против социалистической идеологии.
После развала Советского Союза эти настроения никуда не пропали, а еще сильней охватили постсоветское пространство. Но обрабатывание населения осуществлялось по разным методичкам, чьи-то ценности подменяли, значение других приуменьшали. Кроме того, в активную фазу вступил исторический ревизионизм.
Переписывание истории оказалось особенно удобным механизмом в условиях функционирования однополярной модели мира. И события Второй мировой войны не стали исключением, самым ярким примером можно считать японскую молодежь, которой сегодня совсем не трудно сотрудничать со Штатами, считая, что атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки проводил кто-то другой.
Сколько стоит зона свободной торговли
Россия также попала под глобальное влияние и некоторое время делала серьезные уступки, чтобы влиться в большую европейскую семью, в том числе была проведена масштабная работа по декоммунизации государства. Но все это ничто по сравнению с теми вещами, на которые пошли особенно обиженные на Советский Союз или просто яро желающие вступить в ЕС страны.
Речь идет, в частности, о прибалтийских государствах и Украине. Если первые и в годы войны рассматривали немцев как благодетелей и отказ от праздника стал предсказуемым шагом, то вторые лишь совсем недавно сочли допустимым продать героическое прошлое своих предков, в лучшем случае, поставив праздник на один уровень с Днем Европы.
Но даже сегодня, по прошествии почти 79 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне, когда очевидцев тех событий осталось на свете совсем мало, значимость этой даты для людей не иссякает. И даже в той же Эстонии лично президенту приходится прикладывать усилия, чтобы отвлечь граждан от празднования Дня Победы в пользу Дня Европы.
Что же касается России, то, как ранее подчеркнул глава государства Владимир Путин, наша страна никогда не предаст память и подвиг отцов, дедов и прадедов, никогда не забудет их жертвенный путь к Великой Победе. И никакими альтернативами вроде Дня памяти и примирения или Дня Европы этот праздник не заменить, независимо от того, из каких благих намерений они бы не создавались.
Филатов Степан
Фото: Валентин Илюшин / Online47