Не успело пройти и трети лета, а у россиян вновь кипят эмоции из-за электросамокатов. Каждый год из-за неадекватного поведения людей на электросамокатах, под колесами, в итоге, оказываются маленькие дети, животные, пешеходы и даже другие самокатчики. В этом году проблему вновь взялись обсуждать на государственном уровне. Зампредседателя Госдумы Владислав Даванков обратился к МВД с предложением создать самокатную полицию. Online47 узнал у экспертов, насколько это реально, и решит ли это проблему игнорирования ПДД самокатчиками?
Не на пустом месте
Только за последний месяц в Петербурге два дошкольника стали жертвами самокатчиков-лихачей. Одного из детей с сотрясением головного мозга и подозрением на перелом ребер увезли в больницу. Также в Петербурге уже практикуют запрет передвижения на элетросамокатах в периоды важных мероприятий. Так, например, на время ПМЭФ запрет действовал сразу в 6 районах города. И с подобными проблемами, к сожалению, сегодня сталкиваются все крупные города, где есть самокаты.
Решить этот вопрос предложил на днях зампредседателя Госдумы Владислав Даванков. Он обратился к министру внутренних дел России Владимиру Колокольцеву с предложением создать специальную полицию для контроля за электросамокатами:
«Такое специализированное подразделение МВД сможет оперативно реагировать на несоблюдение ПДД, таких как превышение скорости, игнорирование светофоров, разметки дорожного полотна, и штрафовать нарушителей», — пояснил депутат.
Основной задачей такого подразделения должна стать, как считает инициатор, патрулирование пешеходных и общественных зон для контроля за соблюдением правил дорожного движения со стороны водителей электровелосипедов и электросамокатов. Следить такие подразделения, по задумке, должны за теми, кто ездит на самокатах по 2-3 человека (что запрещено), не соблюдает скоростной режим, да и просто ведет себя неаккуратно, плохо понимая, что электросамокат – это такое же транспортное средство, как мотоцикл или мопед.
Меры будут жесткие и неприятные
Однако, как считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, подобные инициативы возникают сегодня именно из-за того, что сферу электросамокатов в России бросили на самотек:
«Всю ответственность государство возложило на операторов кикшеринга. Чтобы они сами взымали штрафы и контролировали. Но это не их задача! При этом, частные самокаты, которых в разы больше, тоже никак на государственном уровне не контролируются. Поставить полицейского на каждом углу нельзя. Неважно, будут у них самокаты или мотоциклы – это просто физически невозможно, чтобы на каждом перекрестке, во дворе или парке у вас стояла полиция».
По словам эксперта, в Национальном автомобильном союзе еще два года назад предлагали концепцию с регистрацией транспортных средств – СИМов – через портал Госуслуг, и использованием камер фото-видео фиксации:
«Тогда наше предложение отклонили. Но за это время ситуация лишь осложнилась: самокатов, частных, прежде всего, стало намного больше. И боюсь, что вариантов решения проблемы осталось два. Первый – оставить все, как есть. Что очень не понравится обществу. И второй – запретить все самокаты, кроме прокатных, которые хоть как-то можно контролировать. В любом случае, меры государству придется применять очень жесткие и неприятные».
При этом, утверждает эксперт, создание велодорожек – лишь часть вопроса:
«Велодорожки нужны для адекватных людей, которые за них не выезжают. А у нас сегодня самокатчики и курьеры на разном подобном транспорте ездят, где и как хотят. Создавать инфраструктуру, конечно, нужно. Но если люди не будут ей пользоваться – смысла нет».
Безопасность за чей счет?
Экс-депутат Александр Васильев считает подобные меры нецелесообразными:
«На создание такой полиции будут затрачены деньги налогоплательщиков – это важно понимать. Кроме того, ответственность ляжет на руководителей полиции. Они должны будут выделить из своего состава дополнительно людей, купить им самокаты, обучить, чтобы они «охотились» за другими самокатчиками. Но полиция, на мой взгляд, может контролем заниматься и сейчас. Те, кто патрулирует город, в состоянии следить и за самокатами. Какой-то специальный отдел для этого не нужен. А то у нас потом появится роллерная полиция, велосипедная. Еще какая-нибудь».
По словам эксперта, эти средства лучше было бы направить на развитие инфраструктуры в городах:
«Лучше деньги тратить не на контроль, а на создание велосипедных и пешеходных дорожек в городах. Тогда люди смогли бы передвигаться на самокатах, велосипедах и никому при этом не мешать. Важно, все-таки, учитывать интересы всех жителей городов».
Каким бы, в итоге, не было решение, проблема электросамокатов и их контроля в России есть – это факт. В похожей ситуации когда-то оказалась Франция. Там вопрос безопасности решили жестко: в столице страны вовсе запретили аренду электросамокатов. Ждет ли Россию такая участь – покажет время. Но решение проблемы нужно. И чем быстрее, тем лучше. А пока МВД и ГИБДД делают памятки, снимают пародийные ролики на тему безумных водителей самокатов. Чтобы хоть как-то привлечь внимание к проблеме. Однако, достучаться до людей пока не удалось.
Дарья Нестерова
Фото: pxhere.com