Нахамил учителю — двойка: пора ли возвращать в школы оценки за поведение

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Новую инициативу связывают с ограниченными возможностями современных педагогов влиять на учащихся. Их привыкли считать продавцами услуг, а покупатель всегда прав

Рассмотреть возможность вернуть в российские школы оценку за поведение предложил глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев в ходе заседания рабочей группы СПЧ по вопросам образования. По его словам, такое решение вооружит учителей инструментом влияния на хулиганов, ведь сегодня не редки случаи оскорбления и различных издевательств над педагогами. Более того, такая оценка могла бы влиять на итоговые баллы ЕГЭ. Online47 узнал, в каких отношениях сегодня находятся учителя и учащиеся, насколько часты случаи хамства в отношении учителей и как к этому относится общественность.

Учителя под прицелом

Когда-то профессия учителя была почетной и уважаемой, но в последние десятилетия люди идут в образование исключительно по призванию. Государство, естественно, проблему эту признает и всячески пытается решать. Чего только стоит объявление президентом 2023 года Годом педагога и наставника с сопутствующим тому перечнем мероприятий. Да и ВЦИОМ в своих исследованиях и опросах указывает на положительную динамику, что престиж повышается.

Тем не менее, в регионах все также не хватает молодых учителей. Важен и размер зарплат, кто бы, что не говорил, получать 100 тысяч вместо 50 гораздо приятней. Но и отношение общественности к профессии сказывается. И уж точно не на пользу идут инциденты, когда учителей унижают учащиеся, а родители школьников покрывают детей. Некоторые подростки даже снимают происходящее на смартфоны и выкладывают в сеть. Подобных случаев достаточно для того, чтобы предать ситуацию огласке, а ведь нетрудно догадаться, что эти кадры только верхушка айсберга.

prt scr vk.com

Но нередки ситуации, когда, напротив, учителя ведут себя агрессивно по отношению к ученикам. Что предшествует конфликту, как правило, в объектив камер не попадает. Тут и возникает вопрос, а какие меры вообще может предпринять педагог, чтобы дело не дошло до матов и рукоприкладства?

Мнение родителей и школьников

Как отметила в разговоре с Online47 девятиклассница Анастасия Богданова, введение оценок за поведение мера, очевидно, чрезмерная. Ведь что будет оценивать учитель, по каким критериям и насколько беспристрастно сказать не может никто.

«Введение оценок — это уже бред какой то, потому что ведь не понятно, что именно будут оценивать. У нас в школе по большей части учителя делают просто замечание, некоторые игнорируют, например, если мелкие носятся и орут, — рассказала Анастасия Богданова. — В крайних каких-то случаях учителя угрожают вызвать родителей в школу вот и все, этого вполне достаточно. Но чтобы учителей оскорблять в лицо, до этого дела никогда не доходило у нас, только за спиной. И не сказать, что прям спокойно все в школе, в этом году два парня подрались серьезно, а учительнице потом предъявили, что не уследила, хотя это произошло на перемене вне класса».

Более снисходительно к идее о возвращении оценок отнеслась молодая мама Карина Фоменко, отметив, что в целом она неплоха, но нуждается в серьезной проработке.

«Надо решить, с какого класса начнут оценивать. Понятное дело, что ставить оценки за поведение младшеклассникам глупо. Но для средней школы вполне. Но опять же, тут есть спорные моменты. Например, авторы предлагают снижать ребенку баллы на ЕГЭ за поведение, — заметила Карина Фоменко. — Мы же не знаем, с чем связано плохое поведение, может у школьника родители разводятся или случилось какое-то горе. И поэтому он на все реагирует яро и даже хамит. В этом случае это радикальные меры, да и никому ненужные, так как это скажется и на учителе. Мне кажется, надо ребят как-то мотивировать».

В частности, женщина предложила за хорошее поведение делать подарки, экскурсии, походы в спортивные центры, освобождать от летней практики. Не менее важно, по ее словам, обратить внимание на тот факт, что воспитание идет из семьи, а не из школы, поэтому вряд ли оценки помогут, если ребенка дома не научили уважать старших.

В свою очередь многодетная мать Екатерина Самойлова, выступила двумя руками «за», но с оговоркой на перегибы. Кроме того, по мнению женщины, дело заключается и в подходе к педагогическому образованию современных учителей.

«Раньше то поведение, которое позволяют себе школьники сегодня, воспринималось как шок, из школы могли исключить запросто, да и сверстники осуждали. Теперь в стране закон на стороне детей даже в тех случаях, когда они откровенно неправы, вот школьники и обнаглели от безнаказанности, — считает Екатерина Самойлова. — Поэтому возвращение к оценкам за поведение вполне логичная мера. Может получится достучаться до горе-родителей, которые своих детей поощряют во всем, что нужно и ответственности учить, и уважению к старшим».

Из тех детей, которым родители с рождения повторяют об их исключительности, добавила собеседница Online47, нередко, хоть и не всегда, как раз и вырастают зачинщики конфликтов. Родители привыкают смотреть сквозь пальцы на их проступки. Поэтому, даже если ребенок дома жалуется на несправедливость и при этом позволяет себе оскорбляет учителя, нельзя ему потакать, а нужно пресекать подобные разговоры.

«Следует уделить внимание, разобраться в ситуации и принимать какие-то шаги. Но не ребенку рассуждать о способностях педагога, даже если учитель оказался не прав, он все равно учитель, — подытожила Екатерина Самойлова. — Хотя, конечно, вопросы к образованию учителей есть, но их должны задавать взрослые. Педагогов ведь по западным образцам учили, они сами вроде как и не учат, а оказывают услуги, мероприятий по воспитанию больше не проводят. По-хорошему нужно бы отказываться от этих отношений «продавец–покупатель», ведь покупатель всегда прав, вот и выходит, что продавцы огребают».

Мнение педагогов

По-хорошему любые вещи, которые дисциплинируют ребенка, должны быть заложены в него, а не исходить извне, иначе могут стать раздражающим фактором. Так считает ректор Ленинградского областного института развития образования Ольга Ковальчук. Но, к сожалению, сегодня создается впечатление, что в некоторых детей попросту не закладывают нормы поведения.

«Приведу пример, буквально вчера, будучи в комиссии по приему в десятые классы, столкнулась с одним из юношей. Он стоял рядом со мной, скорей всего не заметил, и даже не ругался, а изрыгал из себя такие мерзкие слова, что я задумалась, как этот человек пойдет дальше по жизни с любовью к Родине, с любовью к людям. Ведь любовь к Родине начинается с любви к людям, с любви к себе, — заметила Ольга Ковальчук. — И вот он пришел бы, сказал, что хочет учиться и будет стараться, а его бы предупредили об отметке за поведение, может иначе бы себя вел, сдерживал себя, следил за речью. Поэтому, пожалуй, я поддержала бы такую инициативу, но только как временное решение».

По словам народной избранницы, решить вопрос окончательно можно лишь на государственном уровне путем изменения отношения к обязанностям учителей. Ведь сегодня многие ждут от педагогов и того, что они должны в одностороннем порядке запихивать знания в головы школьников, но этот процесс требует двустороннего движения.

«Если у человека нет никакого желания учиться и приобретать ценные навыки, то заставлять его — не задача учителя, — добавила Ольга Ковальчук. — Когда родители этого не понимают, то они и сами школьника настраивают на то, что учитель у него плохой, не учит ничему».

Своим взглядом на инициативу поделилась и педагог-психолог Наталия Смолина, которая сочла ее малоэффективной и потенциально вредной. Как минимум, для начала, следует протестировать такой подход в пробном режиме.

«В целом инициатива вызывает сомнения, будет ли она эффективна в эпоху мессенджеров, когда родители дневники почти не смотрят? Решение кажется спорным, хотя бы потому, что зачастую за плохим поведением ребенка могут скрываться проблемы психологического характера. Когда ребенок попросту не справляется со стрессом из-за чего и привлекает к себе внимание. Тогда учитель со своими оценками рискует лишь усугубить положение, отбить желание учиться, ведь эти двойки никуда не исчезнут, — заметила Наталия Смолина. — Естественно, речи не может быть о классах начальной школы, ведь у детей и без того много причин для стресса, а оценки за поведение станут для него словно клеймо».

По мнению педагога-психолога, куда полезней будет выстроить более тесный контакт в связке учитель-родитель-психолог. Но и здесь есть проблема, ведь без разрешения родителей такие сеансы проводить нельзя, а в обществе до сих пор есть некоторые предубеждения насчет психологов, да и родители могут вести себя неадекватно.

Между тем заслуженный учитель России Евгений Ямбург считает, что возвращение в школы оценок за поведение может нести опасность для учеников.

«Учителя тоже бывают разные, могут начать вымещать свою педагогическую несостоятельность на ребенке. Тех мер, которые действуют сегодня, вполне достаточно, просто нужно уметь ими распоряжаться, — заявил Евгений Ямбург. — Есть законодательство, устав школы, управляющий совет. В последнем работает конфликтная комиссия. Входят в него представитель учредителя, то есть министерства, департамента, представители родителей и старшеклассники. И подобные спорные вопросы выносятся на конфликтную комиссию. И в каждой школе такой инструмент есть, нужно им пользоваться».
Не пропустите

В целом, предложение о возвращении в школы оценок за поведение в той форме, которая была актуальной при СССР, вызывает много вопросов. Но и те возможности, которые есть у учителей сегодня, позволяют действовать лишь после серьезного проступка. До этой крайней стадии без вмешательства родителей поставить учащегося на место не получится. В результате возникает пробел, которым и пользуются малолетние хулиганы, пока не вытворят что-то этакое или в лучшем случае покинут школу. Именно этот пробел хотят закрыть инициативой, и работать в этом направлении нужно, но подход должен быть современным и учитывать все нюансы.


Филатов Степан

Фото: Валентин Илюшин/Online47