"Теряем детей": почему в России хотят оградить школьников от агрессивных компьютерных игр

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Как они влияют на подрастающее поколение и какую опасность несут выяснял Online47

В России намерены защищать детей от конструктивного контента в видеоиграх. Об этом в своем телеграм-канале рассказал спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он заявил, что в январе власти примут решение о защите россиян, и в первую очередь детей, от видеоигр, где есть агрессия и насаждение чуждых для нашего общества ценностей. Пока неизвестно, какими именно методами власти планируют бороться с деструктивным контентом. Но, исходя из опроса, который провел в соцсетях Вячеслав Володин, 71% из 113 тысяч опрошенных россиян с необходимостью таких мер согласны. Online47 пообщался с депутатами, психологами и родительским комитетом о том, почему виртуальная реальность так опасна для детей и можно ли их от этого защитить.

Агрессия за пределами игор

Вопрос чрезмерного пристрастия к видеоиграм, особенно среди детей, поднимается не первый год. При этом, основная проблема в том, что нередко малыши оказываются один на один с играми, которые для них совсем не предназначены. Так результаты исследования «Лаборатории Касперского» показали, что почти каждый третий ребенок в России когда-либо играл в видеоигру, которая не подходила ему по возрасту. А в каждой третьей семье дети играют ежедневно.

Это неизбежно оказывает влияние на растущее поколение и то, как дети воспринимают мир. Как считает Депутат Госдумы VII созыва Сергей Вострецов, сегодня мы буквально «теряем» детей и подростков в виртуальном мире:

«Мы видим, как в школах растет агрессия. Все чаще фиксируем случаи, когда ребята приходят с холодным или огнестрельным оружием и пытаются навредить сверстникам. Дети привыкают, что убийство в виртуальном мире – норма, а затем несут это в реальность. Конечно же за видеоиграми нужен контроль. Может быть выдавать специальные лицензии на игры или разрешать играть только в специально отведенных местах. Почему-то у нас принято оценивать только фильмы и мультфильмы на предмет того, подходят ли они детям и какие ценности несут. Но игры в этой оценку нуждаются не меньше».

Вместе с тем, экс-депутат отмечает, что необходима комплексная работа родителей, школ и законодателей:

«Конечно, с самих родителей ответственность тоже никто не снимает. Они должны смотреть, чем занимается ребенок и какие ценности впитывает. То же касается и школ. Но вопрос в том, какие игры будут доступны на рынке. А это уже ответственность государства – не допустить то, что может провоцировать всплеск насилия и деструктивного поведения среди детей и подростков. Однако, в таком случае нужно предлагать альтернативы. Необходимо дать ребятам более позитивные и мирные варианты контента».

Альтернативные варианты досуга

С тем, что современные видеоигры бывают излишне агрессивными согласны и сами родители. Однако, многие напоминают, что с агрессией ребенок может столкнуться и в реальной жизни:

«Агрессию не уберешь из жизни полностью, она есть и в обществе. Особенно среди подростков. А в играх ребята зачастую разряжаются. Если видеоигры запрещать, то нужно и предлагать что-то: бесплатные секции, кружки, где можно выливать агрессию в здоровой форме», – уверена Татьяна.

Некоторые уверены, что обойтись можно и без новых мер контроля. Достаточно соблюдать и контролировать те, что уже действуют:

«Игры давно имеют возрастной рейтинг. Думаю, не стоит изобретать велосипед, а просто регулировать продажу игр по возрасту более тщательно», – отмечает Анастасия.

В большинстве случаев дети, действительно, оказываются «заложниками» видеоигр и виртуального мира в отсутствие возможности проводить свободное время как-то иначе. Как объяснила в беседе с Online47 уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец, игры – самый доступный и быстрый способ себя занять:

«Деструктивная деятельность и чрезмерное увлечение играми, да и в целом гаджетами, – это вид ухода от действительности. Видеоигры – это просто: достаточно иметь под рукой телефон. Кроме того, это практически бесплатная возможность получить легкий и быстрый дофамин. Чтобы ребенок проявлял себя в реальной жизни, а не в виртуальной, необходимо его максимально занять в кружках, секциях. Обеспечивать и оплачивать это должно государство, ведь далеко не у каждой семьи есть возможность расходовать средства на эти цели».

Самыми востребованными и перспективными секциями для россиян на сегодня оказываются ИТ, робототехника, спорт. Но все эти направления, как подчеркивает Ирина Волынец, – дорогостоящие. В результате, далеко не все родители могут обеспечить ребенку желанные кружки и школьник оказывается предоставлен сам себе.


Не пропустите

О необходимости вовлекать детей в активную общественную и социальную деятельность говорит и Лариса Санатовская, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»:

«Ребенок всегда тянется к новому, интересному, красивому. Наша задача, как взрослых, создать максимально наполненную и содержательную программу для ребят, чтобы они могли с пользой проводить свое свободное время. Конечно, ограничить ребенка от потока разной информации не получится. Но нужно, чтобы родители разговаривали с ним на разные темы. Важно, что это должно проходить в формате беседы. Насилие и запреты результата не дадут. А вот душевный, искренний, доверительный разговор, как нельзя лучше поможет малышу понять, что хорошо, а что плохо. Ну и не стоит забывать, что пример дети берут с собственных родителей. Если взрослые сами вовлечены в игровую зависимость, то и на подрастающее поколение это имеет эффект. А если родитель занимается спортом, хобби, ведет активную и интересную жизнь, то и ребенок за ним потянется».

Нужна помощь государства

Об опасном влияния видеоигр на формирующуюся психику говорят и психологи. Такой контент несет определенные нарративы и может формировать негативные установки в отношении своей страны и общества, предупреждает психолог, кандидат медицинских наук Евгений Фомин:

«Нередко можно увидеть, что недружественные страны создают в играх образ России как слабой, неполноценной. Эту позицию ребенок без труда считывает и может транслировать в дальнейшем на окружающий мир. Кроме того, растет уровень агрессии, которая транслируется как нечто допустимое. В результате, по всему миру растет число случаев со школьными стрелками. Для людей это просто продолжение виртуального мира. Контролировать все, чем занимается ребенок сами родители не смогут. У них нет столько времени, чтобы проходить все видеоигры, в которые играет ребенок и объяснять ему потом, как и что следует воспринимать. Также помочь в этом не смогут и школьные психологи, поскольку они тоже не смогут в полной мере погрузиться в потребляемый ребенком контент. Для этого нужен контроль со стороны государства. Работать над формированием подрастающего поколения мы должны совместно».

Фото: Валентин Илюшин/Online47