В Ленинградской области организуют масштабный историко-образовательный проект «Связь времен: Выборгские летописи». Инициатива должна помочь создать крупнейшую современную платформу достоверных материалов по истории Выборгской губернии XVIII века.
Проект приурочен к столетию региона и уже сейчас рассматривается профессиональным сообществом как новая точка опоры в системе регионального образования, исторического просвещения и туристического развития. Подробнее об этом — в материале Online47.

Анастасия Илюшина/Online47
Недостающие знания и запрос времени
Идея проекта появилась как ответ на информационный вакуум вокруг локальной истории Выборгского района и частично Ленинградской области. На пресс-конференции ТАСС председатель муниципальной Общественной палаты Выборгского района, директор Историко-патриотического общества «Выборг» Эдуард И отметил:
«На сегодняшний день имеется достаточно мало информации в Выборгском районе и Ленинградской области для молодежи по истории, особенно патриотической части и военной истории. В Выборгском районе много событий, которые, на наш взгляд, не были освещены достаточным образом для широкой публики. И, учитывая, что Выборг сегодня привлекает к себе туристов из различных регионов нашей страны, мы хотели бы создать информационный ресурс и информационную базу для того, чтобы наши гости, жители города и района, жители Ленобласти были посвящены в ту замечательную историю, военную, бытовую историю нашего региона».
О необходимости такого ресурса заявил и председатель правления Ассоциации краеведов Ленинградской области, научный редактор проекта Станислав Низов. По его словам, проблема незнания локальной истории носит системный характер:
«У нас есть данные Федерального института педагогических измерений, который проводил исследование и выяснил, что локальную историю своей страны школьники знают хуже всего. Соответственно, происходит это в первую очередь потому, что уделяется достаточно мало учебного времени».

Также он считает, что педагогам в школах часто не хватает профессиональной базы, а существующие источники по истории Выборгской губернии разрознены, не всегда достоверны и иногда содержат мифологизированные сюжетные вставки, пришедшие еще из советских путеводителей.
Трудности поиска достоверного материала стали одним из мотиваторов для создания ресурса.
«Мы, когда искали для проекта информацию, как раз столкнулись с тем, что каких-то особо внятных источников не существует. Там есть буквально два-три источника, где что-то написано. А вот в целом ничего нет, — сообщил спикер. — Это, наверное, очень значимый аспект нашего проекта собрать в одном месте всю достоверную, проверенную информацию. Каждая статья сопровождается библиографией. Чтобы все это можно было проверить, почитать, изучить поподробнее. И к 2027 году, к столетию Ленинградской области, мы надеемся, что проект будет закончен».
Инициатива уже нашла поддержку правительства 47-го региона и реализуется на средства гранта губернатора.

Образовательная составляющая
Проект изначально задумывался как образовательный. Его ключевые материалы — не только статьи и описания событий, но и методические разработки, основанные на требованиях ФГОС, которые смогут использовать школьные учителя.
Декан факультета истории и социальных наук ЛГУ имени А.С. Пушкина Вадим Левашко объяснил, что для современной школы критически важно сочетание достоверного содержания и удобной формы подачи:
«Ключевое содержание проекта «Выборгские летописи» заключается в том, что предоставляется большое количество фактов, рассказов о событиях, документально выверенных, проверенных, основанных не только на литературе, но и на источниковом материале».
Он отмечает, что эмоциональная составляющая мифов, знакомых детям, по-прежнему важна, но не может заменить фактологию: «Мифа мало, надо знать факт».

Левашко убежден, что изучение войн XVIII века, включая Северную войну и русско-шведские кампании, позволяет школьникам увидеть более широкую картину отечественной истории:
«Только так из этих маленьких кусочков сложится целый пазл, который называется историей нашего Отечества».
Координатор проекта Ольга Молодцова считает, что образовательный эффект «Выборгских летописей» подтвержден предыдущими инициативами команды. Так, например, во время презентаций проекта «Северная война» у подростков часто происходил момент эмоционального переключения, когда локальная история переставала быть абстрактной.
«Почему так важно говорить с выборжанами о Выборге? Это неочевидный такой вопрос. Дело в том, что дети живут в центре туризма, гуляют по улицам и слышат, что рассказывают гиды, которые не живут в Выборге, не изучают историю. Для кого-то это просто коммерческий такой проект. И мы можем процитировать Козьму Пруткова: «Единожды солгав, кто тебе поверит?», — делится мнением Молодцова.
Новый ресурс должен обеспечить старшеклассникам возможность получить проверенные знания, восстановить связь с малой Родиной и позволить им критически оценивать информацию о родном городе.

Перспективы проекта
Создатели проекта уверены, что работа над «Выборгскими летописями» станет лишь началом системного исследования локальной истории региона. В числе ближайших планов — создание Ленинградской школы локальной истории и внедрение материалов проекта в учебные курсы ЛГУ имени А.С. Пушкина.
Долгосрочная цель тоже есть: создать реальный музей, посвященный истории Выборгской губернии XVIII века. Концепция уже существует: предполагается открытие музейного пространства на территории военного городка совместно с Ленинградской областной универсальной научной библиотекой.
А название «Связь времен» отражает потенциал проекта к масштабированию на всю Ленинградскую область. При достаточной поддержке подобные инициативы могут появиться в других муниципалитетах — от Приозерска до Сланцев, помогая жителям разных районов видеть друг в друге земляков и участников общей исторической традиции.
Эксперты едины во мнении: успешная реализация проекта станет подтверждением, что локальная история способна формировать новое качество знаний и новый уровень гражданского участия.
Оценивать эффективность будут по нескольким параметрам. Ключевыми индикаторами можно считать формирование устойчивых знаний школьников по истории Ленобласти и востребованность методик преподавания в школах.
Для краеведческого сообщества показателем станут новые исследования, школьные музеи и участие детей в конкурсах. А для туриндустрии — рост интереса к аналитическим материалам и запрос на профессиональные экскурсии.
Фото: Валентин Илюшин/Online47