Владельцам автомобилей в России теперь может грозить ответственность за прогрев машины в жилой зоне. В регионах за стоянку (бездействие дольше пяти минут) с включенным двигателем придется отдать 1,5 тысячи рублей, в Москве и Петербурге — 3 тысячи. Причем речь идет как о пункте 17.2 ПДД, так и о ст. 12.28 КоАП РФ. Инициатива, судя по всему, призвана улучшить экологическую обстановку в населенных пунктах. Фиксировать нарушения могут не только стражи порядка, но и обыватели. Online47 узнал мнение экспертов на счет этих нововведений.
Решение имеет много нюансов
Несмотря на то, что текущая зима для европейской части России выдалась достаточно теплой, отменять прогрев машины нельзя. В этом убежден автоюрист Дмитрий Славнов. По его словам, пяти минут далеко не всегда достаточно, чтобы предотвратить вред работе двигателя.
«Даже не я так говорю, от производителя рекомендации, указывают рабочую температуру, после этого только можно ехать. Тут сразу возникает вопрос, почему никого раньше это не смущало, когда у нас были стандарты евро-1, евро-2, а теперь, когда люди заливают мочевину, чтоб выхлопов практически не было, запрещают прогревать. Никогда не видел, чтоб у меня перед домом десять машин стояли и прогревались. Нет, одна-две, не мешало никогда абсолютно, — возмутился Дмитрий Славнов. — Более того, по стране не везде температуры -5…-10 градусов, например, в Магадане -24, масло замерзшее, его нужно разогреть, только тогда оно начнет смазывать детали двигателя».
При этом эксперт счел риск нарваться на такой штраф достаточно скромным, ведь пока толком непонятно, кто и как будет за этим следить. Все-таки инспекторы стоят на дорогах, а не во дворах, а общественникам будет непросто доказать факт нарушения этого правила.
«В Москве у нас есть приложение, которое каждый может скачать и фиксировать правонарушения. Например, как кто-то на газоне запарковался, у подъезда. И, наверное, как кто-то стоит с рабочим двигателем больше пяти минут, общественники тоже будут фиксировать. Вот только как, вопрос открытый. Фотографии в этом случае не подойдут, придется шесть минут стоять рядом с машиной и снимать ее на видео, чтобы было видно номер. Но кому это нужно на морозе стоять трястись за какие-то баллы, скромное поощрение. Водителю достаточно заглушить машину, выйти, зайти в нее снова, вот уже и не стоянка вовсе, а остановка».
В целом, резюмировал собеседник Online47, и четырех минут может оказаться достаточно, чтобы прогреть машину, но ситуации бывают совершенно разные. Например, едва ли учитывают инициаторы такого нововведения, что водитель мог просто отвлечься на звонок или еще что-то, потому и не начал ехать. Более того, нельзя исключать вероятность влияния такого резкого старта на возникновение ДТП.
Соблюдать такое правило не будут
В настоящий момент в России попросту нет контрольно-надзорного органа, который ходил бы по дворам, поэтому идею ввести такой штраф можно смело назвать мертворожденной. Такое заявление сделал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По мнению эксперта, россиян будет крайне трудно убедить в том, чтобы они отказались от прогрева двигателя.
«У нас в стране попросту нет такой практики, у людей нет понимание того, что делать так нельзя, а наоборот, еще с советских времен распространено представление, что машину нужно греть. В целом вся эта инициатива выглядит как калька с германских запретов, которые действуют уже на протяжении многих лет, нам эти нормы чужды, — подчеркнул Антон Шапарин. — В том же пункте ПДД указано о запрете сквозного проезда, но кто это контролирует? Вот я к себе домой ехал, а потом вспомнил, что сметаны нет, надо в магазин, и поехал дальше. Это считается? Если при этом остановиться ненадолго, это сквозной проезд? В общем, на уровне бреда нововведение, в законодательстве такому не место. Вообще быть таких норм, которые государство контролировать не может, не должно. Не можешь штраф наложить — убери».
Что же касается общественных групп, чья деятельность направлена против хамства и нарушений водителями ПДД, то, как убежден спикер, их мнение вряд ли кого-то заинтересует. Как минимум потому, что они не имеют никакого отношения к должностными лицами, которые могут выписывать протоколы.
«Протоколы у нас может выписать только должностное лицо МВД, а не какие-то волонтеры, народные мстители и воители. Все они все в данном случае не имеют никаких ровным счетом полномочий. Единственное, что они могут, ходить и хлопать глазами, вызывать сотрудников полиции, которые и так бы приехали. Но я почему-то подозреваю, что если такие деятели будут активничать, то уровень насилия может в стране подскочить. Народ у нас бывает достаточно жестокий и невыдержанный. Живо себе представляю, как где-нибудь в Выборгском районе Ленобласти такому деятелю очень быстро объяснят политику партии и правительства».
Фото: Валентин Илюшин/Online47