Латвия, Литва и Эстония вышли из энергосистемы БРЭЛЛ, связывавшей их кольцом с Беларусью и Россией, и подключились к общеевропейской сети. Власти этих государств мечтали об этом еще со времен парада суверенитетов. Но единственным результатом стал лишь резкий скачок тарифов на электричество, о чем население пока только догадывается. Подробнее про очередной «великий подвиг» прибалтийских государств и вообще смысл этих усилий в разговоре с Online47 рассказал Николай Межевич, президент Ассоциации прибалтийских исследований, главный научный сотрудник центра белорусских исследований Института Европы РАН, эксперт МИМРД МПА СНГ.
По данным компании Litgrid, в Литве средняя цена на электроэнергию на рынке за период с 3 по 9 февраля выросла на 24%, со 101 до 125 евро за мегаватт-час, такая же средняя цена стала в Латвии, а в Эстонии достигла 126 евро за мегаватт-час.
Еще один повод для гордости
Первым шагом стало отключение электросистем Латвии, Литвы и Эстонии от кольца с Беларусью и Россией в субботу, 8 февраля. Перед этим местные власти предупредили жителей, чтобы они как следует запаслись всем необходимым на всякий пожарный случай.
На следующий день после непродолжительного пребывания в изолированном режиме провели синхронизацию с общеевропейской сетью. Три этих страны оставались последними из членов Евросоюза, кто до сих пор пользовался электричеством «на стороне». Даже оставшаяся часть бывшей Украины, которая живет мечтой об этом «слиянии держав», уже несколько лет как употребляет из общей кормушки.
Но, в отличие от «незалежной», переход Прибалтики на другую энергосистему потребовал от России дополнительных манипуляций. Коснулось это Калининградской области, которая перешла на автономный режим работы. Для этого российские власти заблаговременно подготовили регион, приведя в порядок всю сетевую инфраструктуру и построив четыре новых ТЭС.
Еще одним отличием можно считать тот невероятный уровень пафоса, с которым подошли к этому делу в Прибалтике. Например, президент Литвы Гитанас Науседа, красуясь перед камерой, взял в руки телефон и в окружении европейских политиков попрощался с Россией и Владимиром Ильичом Лениным (покойным с 1924 года).
Чуть позже он заявил, что вся страна празднует окончание долгого и важного пути в сфере энергетики, который завершен достижением нашей энергетической независимости. На такое вызывающее поведение даже отреагировали в российском МИД.
«Свобода» от науки и образования, суверенитета и развития с Прибалтикой уже случилась, — отметила ТАСС официальный представитель МИД России Мария Захарова. — Это логичное продолжение уничтожения некогда имевших все предпосылки для процветания и независимости стран и народов».
Терпения крестьянам не занимать
Хоть по телевизорам и звучат полные гордости и радости заявления глав государств, обычные жители, в том числе эстонцы, начали задаваться вопросом о том, не ударят ли по ним «свободные» платежки. Естественно, переживают преимущественно слои населения с заработком ниже среднего, другие пока радуются. Но, как отметил Николай Межевич, дело не только в ценах, но и в качестве услуг, а с ним могут возникнуть проблемы.
«Возвращается муж домой с работы, его уволили, побили, порвали одежду, а он жене радостно сообщает, что подобрал какие-то копейки по пути домой. И та в свою очередь его хвалит, говорит, какой он прекрасный добытчик. Вот какую ситуацию мы наблюдаем, — отметил Николай Межевич. — Если раньше экономика Прибалтики разваливалась медленно, то теперь этот процесс станет куда заметней. Мало того, что цены поднимутся, так еще и надежность под вопросом».
![](/media/photo/64/2025/02/129723cefb.jpg)
Online47
Как уточнил спикер, российско-белорусская часть энергетического кольца осталась огромной, в то время как маленькая его часть, а именно, эти три страны, отделившись, не могут друг другу помочь. Все они дефицитные, и подключение к Швеции и Финляндии мало что изменит. Ведь и эти страны сегодня балансируют на грани дефицита, в том числе из-за вынужденного отказа Финляндии строить российскую атомную станцию.
«Попытка из трех пустых стаканов один наполнить, не более. Компенсировать снижение надежности энергосистем можно путем строительства дополнительных мощностей. Но это неподъемные суммы, — уточнил Николай Межевич. — Что тут сказать, если население Латвии, Литвы и Эстонии вместе взятых уже меньше населения Петербурга. У них попросту не хватит денег. Если раньше с этим мог помочь Брюссель, то теперь надежды нет. Население жаль, но люди сами выбрали такую власть, ничто не мешало им высказаться против. Неслучайно немцы еще в 16 веке говорили, что никого терпеливее эстонских и латышских крестьян нет».
Кроме того, эксперт не исключил худший сценарий, который теперь прибалтам будет легче реализовать. Речь про тех из них, кто рассуждает о реальных шансах успеха в случае нападения на Россию. Теперь им при необходимости электричество отключить не получится, а без этого не будет и возможности быстро прекратить какие-либо потенциальные недопонимания.
«Представим себе ситуацию, когда три очень ослабленных государства на уровне элиты прекрасно понимаю, что они обречены, — заключил Николай Межевич. — Броситься в атаку на традиционного противника, для них это шанс и в известной степени доказательство своего статуса, нужности Европе и прочего и прочего».
Степан Филатов
Фото: Pxhere.com