Последние недели мировые бренды всерьез обсуждают возможность возвращения в Россию. О своем намерении вновь зайти на российский рынок уже объявили Samsung, LG, Hyundai, Leroy Merlin, Coca-Cola и Pepsi и целый ряд других компаний. Бренды надеются, что на фоне улучшения российско-американских отношений, они смогут возобновить свою деятельность на территории страны. Однако, вице-премьер Денис Мантуров заявил, что вернуться им будет непросто. Если бренды хотят торговать на территории России, им придется работать в том числе и на новых ее территориях. Online47 поговорил с экспертами о том, согласятся ли корпорации с такими условиями, и насколько сложно будет возобновить работу своего бизнеса после трехлетнего перерыва.
Понести экономическую ответственность
На начало 2024 года Россию успела покинуть пятая часть всех крупных западных компаний. Некоторые, как McDonald’s и IKEA, продавали свои активы, кто-то оставлял представителей. 19% международных брендов передали или продали свой бизнес российскому топ-менеджменту, например компании Crocs, Pizza Hut, Hitachi Energy.

Но несмотря на тенденцию, 80% предпринимателей так или иначе сохранили свой бизнес внутри страны. Из России официально ушли порядка 100 европейских компаний из 500 работающих в стране, и примерно такое же число американских корпораций.
Примечательно, что большинство компаний оставили за собой право выкупа, которое позволит им упрощенное возвращение в страну, когда стабилизируется политическая обстановка.
Конечно, пока представить условные Zara и Adidas в Енакиево или Горловке сложно. И дело не только в том, что западные страны должны признать эти территории российскими. Пока идет СВО, ситуация в новых регионах продолжает оставаться нестабильной. В том числе и для бизнеса.
Пока точно неясно на каких именно условиях будут возвращаться зарубежные бренды: придется ли им выкупать свой бизнес за огромные деньги или строить все с нуля; будут ли они платить за то, чтобы им дали допуск в Россию и принудят ли их открывать филиалы на новых территориях. Но очевидно, что в этих условиях Россия будет диктовать собственные правила и считаться с ними придется.

pxhere.com
Как объяснил руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества, экономист Василий Колташов, то, насколько легко брендам будет вернуться на российский рынок, во многом зависит от того, на каких условиях они уходили:
«Если они продавали бизнес без права выкупа, то будет сложно – придется создавать себе структуры для работы на этом рынке с нуля. Но при сохраненных правах на товарный знак, многим будет довольно легко вернуться. Однако, не всем. Трудности, например, могут быть у компаний фаст-фуда, который уже носит другое название, имеет других владельцев и функционирует самостоятельно».
Пока, как полагает экономист, стоит говорить только о возобновлении работы американских и азиатских корпораций. Возвращения европейских ждать не стоит:
«Европейские компании вряд ли захотят сейчас возвращаться. Многие не захотят работать на новых территориях и могут отказаться от таких условий. Вместе с тем, негативно на такое возвращение реагирует и наш отечественный бизнес. Позитивно отзываются только те, кто, например, без западных деталей не может производить собственные холодильники или телевизоры. Но в большинстве своем, российский бизнес уже стал самостоятельным и на появление такой конкуренции смотрит с опаской».

Экономист подчеркивает, что зарубежные бренды должны понести экономическую ответственность за свою политическую выходку. Особенно те, кто обвинил российский политический курс. Проверять таких игроков рынка нужно очень тщательно, уверен Василий Колташов. Их возращение не должно быть слишком легким. Необходимы жесткие условия, ограничения и проверки.
Рост рубля и фондового рынка
С тем, что некоторым компаниям будет довольно сложно вернуться в Россию, согласен и финансовый аналитик и член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев:
«Определенно, для них введут некоторый входной билет: хочешь вернуться в Россию – плати. Сумма будет немаленькая, но посильная для брендов. Стоит понимать, что наш рынок очень востребован. Еще 15 лет назад Россия составляла существенную часть консолидированной прибыли компаний Кока-Кола, Макдональдс, Сименс. Мы видим, что, как только появились намеки на улучшение отношений, компании сразу заговорили о возвращении. Кроме российского рынка, вероятно, доступен им будет и белорусский. Все-таки мы часть глобальной экономики, и такой большой рынок сбыта никому не хочется терять».

Вернуться, как полагает экономист, иностранные компании смогут уже до конца 2025 года. В рамках возобновившейся конкуренции, у отечественных игроков рынка появится больше стимула к росту, подчеркивает Александр Разуваев. Более того, положительно это скажется и на курсе рубля:
«Но важнейший момент заключается еще и в заморозке российских резервов и поведении иностранных фондов на нашем фондовом рынке. Если в Россию придут дополнительные деньги, то фондовый рынок вырастет. Еще один сложный момент – IT-сектор. Конкурировать с западными монстрами ему будет тяжело. Но то, как будет развиваться эта сфера, зависит от того, как себе это представляет российское правительство и какие цели в области информационных технологий они преследуют».
Дарья Нестерова
Фото: Валентин Илюшин/Online47