Искусственный интеллект все активнее проникает в нашу повседневную жизнь, занимая не только роль помощника в работе и учебе, но и место личного собеседника. Школьники с легкостью поручают нейросетям писать эссе и решать задачи по математике, взрослые обращаются к чат-ботам за психологической поддержкой, а любители мистики ищут через ИИ ответы на вопросы о судьбе через расклады карт таро.
Такая тенденция вызывает серьезные вопросы: действительно ли ИИ способен заменить человека там, где раньше требовалась эмпатия, профессиональный опыт и личный контакт? Online47 попробовал разобраться в этом.

Freepik
ИИ в школе: чит-код или инструмент обучения?
В российских школах проходят последние звонки, начинается период сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Но летние каникулы — не повод забыть о том, что вопрос использования ИИ в учебе становится все острее. Опросы среди учеников и учителей показывают, что нейросети, такие как ChatGPT и DeepSeek, уже прочно вошли в учебный процесс.
Школьники фотографируют задачи из учебников, загружают их в чат-боты и получают готовые решения. Эссе на русском, английском и любом другом иностранном языке пишутся за секунды, а устные ответы на контрольных порой озвучиваются синтезированным голосом самого ученика.
«Я не вижу смысла тратить часы на сочинения, если ChatGPT может написать его за пять минут. Я просто задаю тему, указываю, что нужно, например, 500 слов. Получаю готовый текст, переписываю его, и все — пятерка», — рассказывает десятиклассница Алина.
Однако не все педагоги относятся к этому лояльно. Учительница литературы из Санкт-Петербурга Елена Викторовна считает, что использование ИИ вредит развитию детей:
«Я замечаю, когда сочинение написано нейросетью. Оно гладкое, логичное, но без души. Ученик не вкладывает в него своих мыслей, не учится анализировать. Мы даем такие задания, чтобы дети учились думать, а не просто копировать чужие тексты».

Валентин Илюшин/Online47
Однако, по ее словам, задача школы — не бороться с ИИ, а учить детей использовать его осмысленно:
«Если ученик с помощью нейросети найдет примеры из литературы или разберет сложную тему, это плюс. Но если он просто копирует текст, он обманывает самого себя, а не меня».
Online47 также решил узнать у самого ИИ, что он думает на этот счет. И нейросеть дает однозначный ответ:
«Я — инструмент, и моя цель — помогать людям учиться, развиваться и решать задачи. Если школьники используют меня для понимания материала, поиска объяснений, примеров или проверки своих ответов, — это вполне конструктивно. Однако если кто-то просто копирует мои ответы, не пытаясь понять тему, — это не помогает развитию мышления и вредит самому ученику. Я стараюсь поощрять активное участие: предлагаю объяснения, задаю наводящие вопросы, помогаю найти правильный путь».
Проблема в том, что многие школьники выбирают путь наименьшего сопротивления. В итоге ребята получают пятерки, но не учатся. Родителей такой поворот событий уже начал беспокоить: «Как мой ребенок будет готов к реальной жизни, если привык, что за него все делает программа?»
Теперь школа стоит перед вызовом: как адаптироваться к реальности, где ИИ доступен каждому? Запреты не работают — ученики все равно находят способы использовать нейросети. Но раз не можешь победить, то возглавь. Поэтому педагоги предлагают новые подходы: устные презентации рефератов; обсуждения в классе; задания, требующие личного анализа. Но пока все это только в зародыше, а система образования продолжает требовать шаблонные ответы, которые ИИ генерирует лучше, чем сами ученики.

Валентин Илюшин/Online47
ИИ как психолог: поддержка или риск?
Помимо школы, ИИ все чаще становится собеседником в личной жизни. Чат-боты, такие как Character.ai или Wysa, выступают в роли «психологов», помогая людям справляться с тревогой, стрессом или одиночеством. Особенно это стало популярно за границей. Например, в Великобритании, где очереди на психиатрическую помощь достигли рекордных показателей, многие обращаются к ИИ за поддержкой.
И люди активно делятся своим опытом в социальных сетях. Кому-то нейросети помогают пережить разрыв отношений или исправить низкую самооценку.
«Это как иметь друга, который всегда рядом, — говорит Марина. — Бот на тебя осуждающе не смотрит, дает какие-то советы, и как будто тебя полностью понимает».
Сам искусственный интеллект, комментируя такой подход, напоминает, что создан как помощник, способный поддерживать диалог, давать советы и помогать человеку размышлять:
«Если кто-то разговаривает со мной как с "психологом" — чтобы выразить тревоги, получить поддержку или взглянуть на ситуацию под другим углом — я воспринимаю это как естественное поведение. Я могу быть похож на "умного друга", который не осуждает, задает вопросы, помогает мыслить логично. Но в серьезных случаях, таких как депрессия или суицидальные мысли, я всегда советую обратиться к живому специалисту».
Однако не все случаи использования ИИ безопасны. В 2023 году Национальная ассоциация по борьбе с расстройствами пищевого поведения в США приостановила работу своего чат-бота после того, как он начал рекомендовать пользователям ограничивать калории.
Между тем, случаи неправильного использования ИИ в этой сфере уже приводили к трагедиям. Например, в Великобритании обсуждается судебное дело, в котором мать обвиняет чат-бота в смерти своего сына после того, как тот якобы получил от бота одобрение на самоубийство.
Психологи предупреждают: ИИ может поддержать эмоционально, но не способен заменить полноценную терапию. Его можно сравнить с неопытным специалистом, который не видит язык тела и не может учитывать множество нюансов общения. А это крайне опасно.

Freepik
ИИ и таро: мистика или саморефлексия?
Еще одна неожиданная сфера, где ИИ нашел применение, — это духовные практики. В Сети доступно большое количество сервисов, предлагающих виртуальные расклады гадальных карт с объяснением значений и трактовками, созданными искусственным интеллектом. Создатели таких платформ утверждают, что это не предсказание будущего, а инструмент саморефлексии и личного развития.
Некоторые пользователи, особенно молодежь, воспринимают ИИ-таролога как удобный способ осмыслить текущие переживания.
«Я не верю, что ИИ предсказывает будущее, но он помогает мне структурировать мысли. Например, я гадала перед сменой работы, и расклад подсказал, что я боюсь оставить стабильность ради нового», — отмечает пользовательница из Екатеринбурга Анна.
Психологи, впрочем, предупреждают: проблема начинается тогда, когда пользователь начинает воспринимать результат как абсолютную истину и начинает принимать решения, опираясь не на рассудок, а на выданную интерпретацию.
При этом сам искусственный интеллект оценивает свою роль так:
«Я могу объяснить значение карт таро, описать их символику, помочь провести расклад, интерпретировать его. Это форма психологической практики, похожая на работу с метафорическими картами или юнгианскими архетипами. Но если человек воспринимает результат как жесткое пророчество или снимает с себя ответственность за решения, это проблематично».
Баланс между помощью и зависимостью
ИИ уже изменил нашу жизнь, проникнув в школы, личные переживания и даже духовные практики. Он может быть полезным инструментом: помогать школьникам разбираться в сложных темах, подбадривать тех, кому нужна психологическая поддержка, или предлагать новый взгляд на жизненные вопросы через таро.
Но его использование требует осознанности. Школьники, копирующие ответы бездумно, рискуют остаться без навыков критического мышления. Люди, ищущие в чат-ботах замену психологам, могут упустить профессиональную помощь в критический момент. А те, кто воспринимает ИИ как оракула, рискуют делегировать машине свои решения.
Чтобы искусственный интеллект стал союзником, а не подменой, нужна новая этика взаимодействия с технологиями. Школам стоит пересмотреть задания, делая акцент на анализе и творчестве, а не на шаблонах. Психологам — интегрировать ИИ как временную поддержку, но не замену. А каждому из нас — помнить, что алгоритм, каким бы умным он ни был, не заменит человеческого тепла, интуиции и ответственности за свой выбор.
Фото: сгенерировано ИИ