Раздольная, но не резиновая: какие ограничения для мигрантов предлагают ввести в Ленобласти

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Чего добиваются власти и насколько актуальны очередные запреты Online47 обсудил с экспертом

Каждому мигранту необходимо предоставить работу, но не каждую работу следует доверять мигранту. Такой позиции придерживается правительство Ленинградской области, судя инициативам, которые на днях вновь озвучил глава 47-го региона Александр Дрозденко. Речь идет о предложении запретить иностранным специалистам трудиться в соцучреждениях и в сфере, связанной с безопасностью населения. Подробнее об этом — в материале Online47.

Нужны свои специалисты

Ленинградская область собирается модернизировать систему подготовки квалифицированных кадров в целях сокращения зависимости от иностранных специалистов. К 2030 году мест в колледжах и техникумах станет на 50% больше, а к 2035 году увеличится вдвое. При этом каждому выпускнику должна быть обеспечена работа на предприятиях 47-го региона.

«Поступательно сокращаем зависимость от трудовых мигрантов: уже сегодня без них работают сферы такси, образования и здравоохранения, дальше этот список будем расширять, — заявил Александр Дрозденко. — В настоящий момент мы обсуждаем запрет на привлечение труда мигрантов в социальных учреждениях, где работают с детьми, и в сфере безопасности».

В частности, речь может идти и об организации питания, а также доставке продуктов. При этом полный отказ от привлечения временной рабочей силы не обсуждается, так как реализовать такой подход без ощутимого ущерба экономике в силу нехватки квалифицированных кадров в настоящий момент попросту невозможно.

На днях в рамках форума «Мой бизнес — энергия возможностей» губернатор Ленинградской области еще раз подчеркнул, что нехватка специалистов фиксируется во всех сферах деятельности, пишет «МК в Питере», однако закрывать потребности силами приезжих специалистов — не выход.

Куда лучше обратить внимание на подходы, которые уже взяли на вооружение крупные компании — они не ищут опытных работников, а со школьной парты воспитывают будущих сотрудников.

Прекрасным примером можно считать ведущие судостроительные предприятия региона, которые совместно с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом (СПбГМТУ) и региональной властью заключили соглашение по созданию в Ленобласти инженерных классов судостроительного профиля.

«Потихонечку мы двигаемся к тому, чтобы наши выпускники с первого дня начинали максимально участвовать в производстве, проходить производственную практику, работать, — отметил Александр Дрозденко на заседании Морской коллегии в СПбГМТУ в августе. — Несколько лет назад мы подняли вопрос подготовки высококвалифицированных кадров для отраслей промышленности и судостроения. И сегодня видим, что это действительно дает эффект».

Работа, которая не для всех

Несмотря на то, что без мигрантов сегодня Россия попросту не сможет полноценно функционировать, глава 47-го региона задает совершенно правильные тренды. Более того, точечный подход полностью соответствует тем показателям, которые сегодня есть на рынке труда. В частности, что на текущий момент в России процент занятых в социальной сфере мигрантов год от года падает.

Как объяснил Online47 руководитель проекта «РосМигрант» Дмитрий Стрункин, если в 2023 году ограничения на трудоустройство иностранцев действовали лишь в 15-ти регионах страны, то к лету 2025 года аналогичные меры приняты уже более чем в 50-ти субъектах РФ. И, как правило, речь идет именно о таких отраслях.

Цифры варьируются от региона к региону, и в силу широкого определения социальной сферы их тяжело оценить, но доля трудоустроенных в ней мигрантов невелика. Лидерами по количеству занятых в отрасли иностранных граждан остаются строительство, услуги, торговля, транспорт, но не социальная сфера.

«Если рассматривать ограничения на занятость мигрантов в работе с детьми или обеспечении безопасности, такие меры, конечно, кажутся вполне оправданными, — убежден Дмитрий Стрункин. — Посмотрим на банальном примере. Среднестатистический ребенок дошкольного возраста просыпается в 7 часов утра, час проводит с семьей, а затем отправляется в детский сад, где остается до пяти вечера — девять часов подряд. После сада малыш снова возвращается домой и проводит еще четыре часа вместе с родителями, затем ложится спать. Математика несложная. Итого в сутки 9 часов он находился в садике и только 5 часов общался со своими родителями. Возникает резонный вопрос: каким вырастет ребенок, если большую часть дня он проводит с иностранным работником, плохо говорящим по-русски и не знакомым с нашими традициями и культурой?»

В заключение эксперт указал на то, что примерно такой же расклад имеет место в сфере безопасности. Ведь подход к решению различных ситуаций у человека, который родился и всю жизнь прожил в России, его семья и дети живут в России и будут здесь жить, совсем иной по сравнению с человеком, чьи близкие находятся далеко, а сам он через год уедет домой. Поэтому в критических областях запреты на работу иностранных граждан, конечно же, оправданы.

Не пропустите

Наряду с этим следует помнить, что прошедшим летом глава 47-го региона также объявлял о предложении, направленном правительству РФ, что нужно привлекать мигрантов через оргнабор и только в определенные отрасли и на конкретные объекты. На днях по этой теме высказался председатель Госдумы Вячеслав Володин, отметив, что у регионов должно быть больше полномочий для регулирования вопросов трудовой миграции. Его позиция — недопустимо, когда мигрант, не зная языка, становится таксистом или работает в здравоохранении.


Филатов Степан

Фото: Валентин Илюшин/Online47