В России ужесточат наказание для водителей, которые не пропускают машину с мигалками. Соответствующие поправки уже поддержали в МВД, ФСО, Минтрансе, Минфине и Минюсте. Теперь уступать дорогу придется не только скорым и пожарным, но и машинам силовиков, чиновников – с мигалкой, но без цветографической раскраски на борту. Online47 узнал, что об этом думают водители, и поговорил с экспертами о том, как это изменит ситуацию на дорогах.
Всем расступиться
На сегодняшний день за отказ пропустить машину «с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом» грозит штраф 500 рублей. Если же водитель не пропустил скорую, МЧС или другую машину с синей мигалкой и «цветографическими схемами и надписями» на борту, то нарушителя могут оштрафовать на сумму 4,5-7,5 тысяч рублей или лишить прав на срок от трех месяцев до года.

Валентин Илюшин/Online47
Теперь лишиться прав можно будет и в случае, если водитель не пропустит машину «без специальных цветографических схем и надписей», но с включенными маячками красного и синего цвета, которые могут принадлежать силовикам или чиновникам.
Инициаторы объясняют необходимость мер участившимися отказами граждан пропускать машины под государственной охраной.
Водители к такому решению отнеслись по-разному. Кто-то согласен с тем, что пропускать спецтранспорт сегодня готовы далеко не все, и на таких граждан нужно воздействовать:
«Сколько уже было случаев, когда особо одаренные нарочно не пускали скорые, потому что эго зашкаливает. Если поправки помогут изменить ситуацию, то очень даже за», – делится в сети Александр.

Однако, большинство уверены, что скорым и МЧС принятые меры никак не помогут, поскольку не меняют условия для данного спецтранспорта. А вот необходимость пропускать еще и машины без цветографической раскраски создаст дополнительные сложности не только для простых водителей, но и для того же самого спецтранспорта:
«Почему депутатам так необходимы сегодня эти мигалки – не очень понятно. На дорогах и так бывают сложности с тем, чтобы скорую или пожарную машину пропустить: кто-то принципиально не хочет, а иной раз просто физически бывает не разъехаться. Так теперь еще и эти машины! Думаю, это лишнее», – категорично утверждает Владислав.
Спецсигналы – не личная прихоть
С тем, что в принятых поправках больше всего защищены интересы чиновников согласен и экс-депутат Госдумы РФ Александр Васильев. Более того, он уверен, что для регионов данная тема и вовсе не актуальна:
«В регионах вообще мало личных автомобилей со спецсигналом. В основном такие есть только у глав регионов и губернаторов. Так что это больше направлено на Москву и Петербург. Да и в целом, я бы не сказал, что таких участников движения как-то притесняют. Дело чаще всего не в том, что люди не хотят кого-то пропускать, а в том, что это просто физически бывает невозможно сделать. Влияет состояние дорог и узкие проезды, которые нужно расширять во избежание пробок».

Валентин Илюшин/Online47
Вместе с тем, бояться, что кто-то самовольно установит себе такой спецсигнал и попробует проскочить, пользуясь изменениями в законе, все-таки не стоит, отмечает эксперт:
«Есть установленный перечень автомобилей, которые по закону могут себе такие мигалки установить. Если машина без опознавательных знаков и у нее есть спецсигнал, она уже сама по себе может вызвать интерес сотрудников ДПС, и они могут ее проверить. Другое дело, что мы можем вернуться к временам, когда люди предоставляют липовые удостоверения, магическим образом влияющие на сотрудников. Кроме того, взятки сотрудникам также никто не отменял. Но это уголовно наказуемо, так что вряд ли мы это увидим массово. Тем более в условиях цифровизации и электронных документов».
О том, что на сегодняшний день есть все инструменты по урегулированию ситуации на дороге, Online47 рассказал и вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его мнению, правила, которые действуют на спецтранспорт, не должны распространяться на личные авто:
«На мой взгляд, проблемы не пропуска специальных служб сегодня нет. Все прекрасно понимают, что от МЧС И медиков зависят жизни, и такой транспорт едет с мигалками не просто так. Конечно, есть единичные случаи. Но они отрегулированы в нормативной базе: за не пропуск скорой уже предусмотрено лишение прав. Но ужесточение в данном случае касается преимущественно гражданских автомобилей. Мне не очень понятно, за что штрафовать водителя, когда он не пропустил чиновника, опаздывающего на совещание».
По его словам, такое решение вызовет лишь раздражение в обществе. Вместе с тем, Антон Шапарин напомнил, что включенная мигалка должна сопровождаться и включенным спецсигналом, но многие этот момент игнорируют:
«С включенной люстрой необходимо включать спецсигнал. Тогда автомобилист оповестит о себе, и будет соблюдать правила дорожного движения. Поэтому нам нужно ввести ответственность за использование мигалки без звукового сигнала. И тогда, поверьте, люди будут пользоваться спецсигналами только тогда, когда это действительно нужно, а не из личной прихоти».
Фото: pxhere.com