В мастерской реставрации древнерусской живописи Центра в Рождествено продолжается раскрытие иконы «Благовещение» из собрания Пикалевского краеведческого музея. Специалисты постепенно удаляют поздние слои, открывая уникальную авторскую живопись.
Икона поступила в мастерскую как произведение, датируемое XIX веком. Уже при первом осмотре памятника стало ясно, что его история гораздо сложнее и интереснее. Специалисты увидели следы стыков досок неправильной формы.
Выяснилось, что икона была сформирована из нескольких фрагментов - двух наверший Царских врат, «врезанных» в новую основу. В конце XIX века икона подверглась так называемой «старообрядческой реставрации».
Реставраторы предположили более древнее происхождение «врезков». Они провели необходимые консервативные мероприятия и приступили к раскрытию живописи. Работы проводил заведующий мастерской реставрации древнерусской живописи Дмитрий Пейчев.
В настоящий момент специалист удалил поздние записи с участка с изображением Богородицы. Однако повсеместно дойти до авторского красочного слоя будет невозможно из-за плохой сохранности первоначальной живописи.
В местах утрат и потертостей была оставлена более глухая поздняя запись. В дальнейшем реставраторы продолжат раскрытие иконы на фигуру архангела. Визуальные исследования и выполненные микрошурфы дают надежду на удовлетворительное состояние авторской живописи.
По мнению экспертов, древнейшие элементы Царских врат, вероятно, были созданы еще в XVI столетии. Как объяснили в Центре реставрации, данное открытие вносит существенные коррективы в прежние представления о возрасте этого памятника древнерусской культуры.
Ранее Online47 рассказывал, что в Старой Ладоге отреставрируют трапезную Успенского монастыря.
Фото: Международный центр реставрации