Таксисты в плену АвтоВАЗа: что думают эксперты о списке машин для локализации автопарков в России

Фото: Pxhere.com

Представители общественности обрушились с резкой критикой после публикации Минпромторга, в которой упомянуты УАЗ и Niva

Минпромторг России представил первичный список машин, которые смогут включить в региональные реестры такси после 1 марта 2026 года. Новое ограничение вводится согласно закону о локализации такси, которым предусматривается постепенный переход на машины российского производства. Завершить его таксопаркам предлагают к 2033 году, но многие автоэкспорты уже выступили резко против. Подробнее — в материале Online47.

Что Минпромторг нам готовит

В мае текущего года был подписан закон № 116-ФЗ, который направлен на увеличение доли машин российского производства, используемых для таксомоторных перевозок. В список разрешенных смогут попасть только те машины, которые либо наберут достаточное количество баллов локализации, либо производятся в рамках специального инвестконтракта.

Важные условия, которые озвучили власти:

переход будет длиться до 2033 года, следовательно, времени для адаптации дано предостаточно;
требования не коснутся автомобилей, которые уже внесли или внесут в реестр такси до 1 марта 2026 года.

Кроме того, в министерстве отметили, что закон о локализации такси не распространяется на сервисы для аренды автомобилей с водителями.

Что же касается непосредственно списка, то он первичный, следовательно, его дальнейшее расширение под вопросом не стоит и может произойти еще до наступления марта 2026 года. Но пока в него вошли только следующие модели авто:

LADA Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend, Niva Travel;
УАЗ «Патриот», «Хантер»;
Sollers SP7;
Evolute I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET, I-SPACE;
Voyah Free, Dream, Passion;
Москвич 3, 3е, 6, 8.

Страшно, очень страшно

Несмотря на все «но» и «если» в условиях реализации законопроекта, включая длительный и плавный переход, закон подвергся резкой критике со стороны сообществ автолюбителей. Не остались в стороне и блогеры, например, на явные недостатки отечественного автопрома указал автор Telegram-канала «ВТакси».

«Чем довольствуется Lada Vesta за 1,7 миллиона рублей? В машине отсутствуют даже зеркала в козырьках, кнопки на руле и магнитола с динамиками, не говоря уже про привилегии уровня климат-контроля, ESP и камеры заднего вида, — раздосадовался блогер. — Если честно, я не очень понимаю, как в выборе между бюджетным китайцем и «Вестой» можно прийти к «Весте».

В свою очередь президент НАС Антон Шапарин в разговоре с Autonews возмутился тому, что список авто для госзакупок гораздо шире. Пока для таксистов предлагают 22 модели шести брендов, чиновникам разрешают использовать 55 моделей 16-ти брендов. Более того, из тех моделей, которые предлагают таксопаркам, часть вообще не предназначена для использования в такси.

«Те автомобили, которые сейчас имеют лицензии, будут работать до последнего, а переходить на автомобили из списка будут далеко не все парки, многие просто уйдут с рынка пассажирских перевозок, — убежден Антон Шапарин. — Самозанятые, понятно, для работы в такси машины из списка покупать не будут, просто уйдут в «бомбилы», этот процесс произойдет очень быстро».

Между тем политолог Илья Гращенков, президент Центра развития региональной политики (ЦРРП), в своем Telegram-канале заявил, что реализация задуманного способна нанести существенный удар по всей отрасли.

«По сути, в ближайшие месяцы тысячи таксистов окажутся перед жестким выбором: продавать свои проверенные иномарки и переходить на «локализованные» модели или искать обходные пути, уходя в тень, — отметил политолог. — […] В небогатых регионах люди десятилетиями возили пассажиров на том, что вообще едет. Новый закон не предлагает им реальной альтернативы, а лишь ставит перед фактом, что твой автомобиль вне закона, покупай новый, причем только из утвержденного списка».

Кроме того, как убежден спикер, реализация закона станет стимулом для серого рынка, в регионах произойдет резкий скачок качества автопарка и далеко не в лучшую сторону. В результате для государства все это обернется потерей налоговых поступлений, ростом неучтенной занятости, а для пассажиров — снижением безопасности.

Наш последний день на «Фольксвагене»

Несмотря на обилие критики в соцсетях, далеко не все таксисты и эксперты бьют тревогу. В разговоре с Online47 мнением на этот счет поделился Виталий Архиреев, автоэксперт, главный редактор издания «Автоброкер клуб». По его словам, нововведение в любом случае не грозит гибелью отрасли, услугами такси люди пользоваться не перестанут.

«Что касается списка, то мы, конечно, привыкли УАЗ видеть как автомобиль все-таки более утилитарный, ориентированный на бездорожье, — отметил Виталий Архиреев. — Но должен отметить, что он довольно-таки комфортный, просторный, с большим багажником для загрузки чемоданов и вполне подходит для поездок по городу. В целом ничего в этом списке прямо такого плохого нет. Тот же Voyah — премиальный бренд. И комфорт, и престиж некий будет обеспечен, кому это важно».

К тому же, заметил спикер, нужно учитывать, что подобные списки носят рекомендательный характер. А в России инициатива далеко отодвинута от конечной реализации. При этом автоэксперт усомнился, что кто-то захочет и сможет запретить кому-то создать собственный таксопарк, в котором будут работать другие автомобили.

«Если говорить про саму отрасль, это в малой степени повлияет вообще на госзаказ или на большие заказы для автопредприятий. Как скажется на серой зоне рынка? Есть у нас и сейчас много сервисов в городах, которые просто не на слуху, — заявил Виталий Архиреев. — Очень сомневаюсь, что те, кто у нас законы пишут, вообще о них знают. В городе может быть пять-шесть таких таксопарков, о которых абсолютно никто в столице не знает. В общем, будут работать, как работают».

Между тем Андрей Белов, представитель Общественного совета по развитию такси в Северо-Западном федеральном округе, выразил уверенность в том, что в список обязательно нужно включить другие машины, в том числе Haval, который недавно локализовал производство в Туле.

Что же касается разговоров о плавном переходе на машины, представленные в списке, то это не более чем уловка. По его мнению, хоть формально пользоваться автомобилями разрешат до 2033 года, на деле уже совсем скоро появится масса причин для их исключения из реестров.

«По самым разным поводам, начиная от отсутствия ОСАГО в течение суток и заканчивая переоформлением лизингового договора. Полгода и нас всех заставят покупать новые машины из списка, — подчеркнул Андрей Белов. — Реально будем ездить на УАЗ «Патриот»? Давайте туда «буханку» еще в этот список включим всеми любимую и известную. Она же тоже собирается в России. Ну, наверное, совести хватило просто этого не делать».

Как уточнил эксперт, есть три причины, по которым таксисты не захотят пересаживаться на отечественный автопром. Первая — низкий уровень комфортабельности для водителей, вторая — отсутствие удобств для пассажиров, третья — машины попросту не предназначены для коммерческого использования.

«Машина в такси за год проходит порядка 100 тысяч километров. В личном пользовании столько семья наездит за 3-5 лет. Если зарубежные машины за год эксплуатации требуют плановых работ, то в случае с нашими мы имеем огромные накладные расходы, которые накладываются на бизнес, — пояснил Андрей Белов. — Выпуском этого первичного списка АвтоВАЗ пытается искусственным способом нарастить спрос на свою продукцию, которого сегодня попросту нет».
Не пропустите

Как и не может быть никакого компромисса в этом вопросе, заключил он, чиновникам пора перестать лоббировать интересы АвтоВАЗа и адекватно отнестись к создавшейся ситуации. В ином случае компания лишится конкуренции, перестанет стремиться улучшать машины, и ничто не будет мешать ей повышать цены еще выше, что отразится на потребителях. Первым шагом к изменению положения, по мнению спикера, может стать включение в список моделей Haval.

Фото: Pxhere.com