Крупные российские маркетплейсы продолжают продавать гражданам товары украинского производства в 2025 году, несмотря на третий год проведения специальной военной операции. В общем, пока одни защищают интересы страны на поле боя, другим, в том числе их родственникам и близким, предлагают поддерживать врага. Ведь ни для кого не секрет, как активно на Украине вовлекают бизнес в финансирование ВСУ. Подробнее — в материале Online47.
Народ безмолвствовал
Противоречивая ситуация с маркетплейсами далеко не новость, ведь ее широко обсуждали в 2023 году. Но с тех пор вопрос как-то поутих. Еще два года назад первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев заявил, что Яндекс Маркет, Озон, СберМаркет, Авито и Wildberries якобы добровольно перестали предлагать россиянам товары украинского производства. Хотя могли бы не играть в благородство.
Позднее Telegram-канал Baza сообщил, что в действительности под запрет попали только два украинских бренда — «Хортица» и Roshen. Как уточнили в Озон, под запрет попали все товары, если их внешний вид или содержание включает в себя атрибутику, символику или лозунги, которые законодательно запрещено демонстрировать в России. Про производство как-то не уточнили. Еще спустя некоторое время про это попросту забыли.
Как заявил в разговоре с Online47 адвокат, член-корреспондент РАЕН Янис Юкша, к сожалению, нельзя объять необъятное. Касается это и тех людей, которые занимаются защитой экономического пространства.
«Они не могут объять необъятное, а остальные с прохладцей считают, что вообще все хорошо. В Москве такое впечатление складывается, что люди вообще не в курсе дела. И мне кажется, пока действительно столицу это все не затронет, никто даже не шевельнется, — отметил Янис Юкша. — К тому же, как говорится, на что только капиталист не пойдет ради 300%-й прибыли, включая продажу Родины. В этом случае люди вообще не задумываются о таких, как им кажется, мелочах, снабжая, по большому счету, государство с которым мы фактически находимся в состоянии боевых действий».

prt scr "Ozon"
В действительности, такие люди, добавил спикер, законов не нарушают, ведь товары с надписью «изготовлено в Украине» не запрещены к продаже в России. Решение приобрести их или отказаться пока происходит на личное усмотрение потребителя.
Вопрос куда шире
И это далеко не единственный из перекосов, нередко в стране применяются определенные методы к лицам, которые, как видится следствию, совершили правонарушение, а в действительности работают во благо страны в условиях боевых действий.
«Конечно, закон формален, и невозможно к одним его применять, а к другим нет. Но и щука в пруду, чтоб карась не дремал. У людей нет внутреннего содержания, наш бизнес, к сожалению, далеко не народоориентированный, он как-то выпал из гнезда… Меры реагирования давно пора какие-то предпринимать, продумывать, — убежден Янис Юкша. — Может быть какие-то санкционные списки формировать, хотя бы административное взыскание в случае продажи этих товаров на территории России. И не важно, кто будет заниматься продажей».
Впрочем, иногда среди сотен товаров все-таки можно встретить возмущенный комментарий какого-нибудь пользователя, которому не понравился факт финансирования украинских организаций. Например, пользователь с никнеймом Ольга Н. выразила негодование в связи с продажей детских товаров с флагом Украины в 2025 году.
«Совсем охренели???? Все, конечно, понимаю, мы ни от кого не отгораживались, а украинцы наши братья и все такое, но это бизнес на крови».

prt scr "Ozon"
Между тем пользователь с никнеймом Игорь А. предложил обратить внимание на тех, кто оставляет подозрительные отзывы, игнорируя страну производства.
«[...] Чего ждать и запрещать, отличный способ выявлять тех, кто поддерживает ВСУ».
В целом, подобных отзывов мизерное количество. Как заметил юрист, люди в большинстве своем индифферентны и интересы многих не распространяются далее как вопроса размещения своей пятой точки в удобном кресле. И хоть нельзя сказать, что людей, которые помогают фронту, совсем уж мало, но это капля в море среди тех, кому все равно.
«Ну, как-то, всем все равно, что ли… И это безразличие, как бы не было ужасно, оно есть и невозможно законом отрегулировать его, — считает Янис Юкша. — Тут речь уже о воспитании идет, а у нас нет идеологии в стране, мы живем ради того, чтобы сходить в какой-то дорогой ресторан и купить дорогие кроссовки премиального бренда. Дальше что? А больше ничего не интересует».

Товары киевского производителя сборных моделей, вероятно, остаткиprt scr Ozon/WB
О чем думают в Думе
Покупка украинских товаров сегодня действительно рассматривается многими как финансирование ВСУ, в том числе такой позиции придерживаются правоохранительные органы. Об этом в разговоре с Online47 рассказал депутат Госдумы Евгений Федоров. По словам народного избранника, вопрос действительно нуждается в регулировании и каких-то конкретных определениях, но до сих пор сделать этого не удавалось.
«Нужно предпринимать меры, но любые вопросы, они же не сразу решаются, а постепенно, — считает Евгений Федоров. — Раньше такой проблемы у нас попросту не было до того, как мы приняли законодательство, связанное с финансированием ВСУ. Сейчас она появилась и вот, думают, какое решение подобрать».
Как уточнил спикер, вопрос прорабатывается, к нему приступили сразу после соответствующих изменений уголовного кодекса и других статей. Но полностью перекладывать ответственность на государство все-таки нельзя.
«Сам бизнес должен следить за этим, грубо говоря, большинство его отказалось от украинских товаров, я вам честно скажу, большинство бизнеса. Ну кто-то, значит, еще не сообразил, да. Ну, надо как-то им работать, дать ему какие-то сигналы, прямо уж сразу, — заключил Евгений Федоров. — Шашкой рубить, может быть, и преждевременно, но и ввести какие-то, так сказать, данные, чтобы этого не делали, да, это надо».
В общем, пока каких-то строгих правил на этот счет не появится, гражданам, не готовым финансировать убийство своих соотечественников, следует внимательней приглядываться к параметру «производитель» на крупных маркетплейсах. Впрочем, как и тем, кто работает на другую сторону конфликта, законом такой способ финансирования пока не запрещен. В то же время следует иметь в виду, что многие товары с подписью «произведено в Украине» могли быть приобретены продавцом еще до начала спецоперации и сегодня эти остатки на складах никак не связаны с финансированием ВСУ.
Фото: Pxhere.com