Париж перестал быть спокойным европейским городом: политолог Межевич о дерзком ограблении Лувра

Фото: pxhere.com

Online47 поговорил с экспертом о том, как одно из самых громких преступлений Франции бросает тень на авторитет правительства

В минувшее воскресенье во Франции произошло одно из самых громких преступлений последнего времени. Из всемирно известного художественного музея Лувр украли ювелирные украшения из коллекции Наполеона и его супруги Жозефины. Всего грабители унесли девять предметов, в числе которых были украшения самой Жозефины, а также другие императорские регалии XIX века.

В западной прессе случившееся уже окрестили кражей века, ведь последние случаи, когда грабители выносили что-то из Лувра, были зафиксированы до 2000-х годов: исчезновение картины «Мона Лизы» из рамы в 1911 году и похищение элементов доспехов эпохи Возрождения в 1983 году.

Многие СМИ сошлись и на том, что кража из Лувра – логическое следствие того, что государство перестало обеспечивать соблюдение законов, и не может защитить ни граждан, ни собственные национальные сокровища.

Власть теряет авторитет

Главным образом кража в Лувре сегодня интересна не столько с точки зрения того, как преступники смогли туда попасть, и незаметно провернуть дело утром в выходной день, когда в музее тысячи людей. Интереснее то, какую тень это бросает на французское правительство и отношение общества к нему, объяснил в беседе с Online47 Николай Межевич, президент Ассоциации прибалтийских исследований, главный научный сотрудник центра белорусских исследований Института Европы РАН, эксперт МИМРД МПА СНГ:

«Нет сегодня такого музея, из которого нельзя было бы что-то украсть. С точки зрения режима охраны Лувр мало чем отличается от Эрмитажа, галереи Прада или Британского музея. Везде система рассчитана на более-менее вменяемых и честных людей. То есть с этой точки зрения кража в Лувре не является какой-то показательной. Наглядным является то, что кто-то вообще решился на подобное преступление. Это говорит о том, французы перестали уважать свою власть. И для этого у них есть все основания. Париж потерял свою атмосферу легкости и перестал быть спокойным европейским городом. Чехарда во власти с постоянной сменой премьер-министров также откладывает отпечаток. Сегодня это, по сути, расстрельная должность, на которой происходит репутационная казнь. Естественно, в таких условиях в стране растет преступность».
Не пропустите

По словам эксперта, такая ситуация характерна для всех стран, которые находятся в переходном состоянии. А главное, что становится понятно из громкого ограбления в Лувре – Франция не понимает, куда ей двигаться дальше, и это ведет к понижению авторитета властей и падению доверия со стороны рядовых жителей страны:

«Это объективный результат ослабления власти. С преступностью нужно бороться не террором, а дисциплиной. Сложно представить, что сегодня, например, кто-то рискнул украсть драгоценности из Национального музея Китая. В их стране атмосфера такая, что факт покушения на государство и государственное культурное наследие воспринимается как нечто невероятное: если бы Папа Римский сказал, что Бога нет. Во Франции все иначе. Конечно, Макрон может выйти сухим из воды в этой ситуации. Все-таки он не обязан лично с автоматом охранять музей. Для этого должны быть специально обученные люди. Но проблема в том, что эпоха легендарного персонажа комиссара Мегрэ во Франции закончилась».

Кражи из Лувра – это всего лишь маленькое подтверждение общей тенденции, отмечает Николай Межевич. Правительство теряет доверие, авторитет и контроль.

Фото: pxhere.com