Почему молодые люди трудоспособного возраста все чаще выдвигают какие-то требования работодателям, затягивают с созданием семьи и предпочитают сообщения, а не звонки? Про ценностные ориентиры так называемых зумеров и их взгляд на выбор жизненного пути рассказали эксперты на пресс-конференции ТАСС накануне, 6 ноября. Все самое интересное — в материале Online47.
Да кто такие эти ваши зумеры
К представителям поколения Z относят молодых людей, которое сегодня активно выходят на рынок труда, то есть рожденные преимущественно в новом тысячелетии. По словам начальника отдела профессионального самоопределения и карьерного роста Центра занятости населения Петербурга Анны Шаховой, все они отличаются восприятием мира и поведением от остальных.
«Например, от тех же миллениалов (предшествующее поколение), которые застали советскую эпоху. Были другие социальные установки: пионерия, октябрята, комсомол. То есть некая пропаганда, которая воспитывала в нас авторитеты, давала какие-то паттерны поведения, влияла на нас. И помня свое детство, мы, миллениалы, воспитывали зумеров абсолютно по-другому, с уважением к их потребностям, чтобы наши дети умели слышать себя, — заявила Анна Шахова. — То есть социальные установки серьезно поменялись, нет уже непреклонных авторитетов. Кроме того, если век цифровизации начинался еще в прошлом тысячелетии, то зумеры родились уже в ней, и это самая основная их черта — давление, которое повлияло на них».
Как уточнила спикер, постоянный поток информации без какой-либо цензуры и отбора вызывает серьезное напряжение, требует постоянной работы мозга, из-за чего даже меняется физиология. И вполне естественно, что у зумеров иное отношение к рынку труда, на первый план вышел не «успешный успех», а баланс и гармония.
«И это не потому, что он такой весь изнеженный, а потому что этого требует организм — быть в балансе, чтобы дальше оставаться продуктивным, — резюмировала Анна Шахова. — Но, естественно, не все мы одинаковы, любое обобщение будет ложно. И миллениалы тоже есть, которые как зумеры».

Чем отличается отношение к работе
Несмотря на то, что на поколения людей делят в первую очередь, основываясь на периоде их рождения, с точки зрения рынка труда важен возраст вхождения - с 17 по 25 лет. По мнению доцента Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольги Никифоровой, определяющим фактором для нынешней молодежи стала пандемия.
«В конкретном возрасте они столкнулись с тем, что первый свой взрослый выбор и поведение люди реализовывали в интернете, будь то защита дипломной или собеседование на работу. Пока другие поколения ждали возвращения привычной жизни, для зумеров это была вполне естественная среда, поэтому для них особенна важна цифра, комфорт, те же массажные кресла, — убеждена Ольга Никифорова. — К тому же это первое поколение, скажем так, детоцентричное, которому очень открыто и громко говорили о наличии прав. Им важно, чтобы их права соблюдались везде. Но кроме добродушия они ждут от работодателя понимания того, что мы живем в этом очень тревожном мире, поэтому есть запрос на корпоративную и психологическую поддержку. Для зумеров это также естественно, как для миллениалов ДМС, например».

Кроме того, это поколение людей привыкло жить в быстрой среде, поэтому им важно иметь возможности быстрого карьерного роста. Что же касается требований по отношению к ним со стороны работодателей, то все чаще можно заметить такой параметр как «антихрупкость».
«Все больше мы видим пожеланий самостоятельности и ответственности, что часто противоречит желанию уважения прав. И, конечно же, остро стоит вопрос дисциплины, ведь часто происходят случаи, когда зумеры уходят на обед и не возвращаются. Это не просто мем, а практики, встречающиеся в корпоративном мире. Но в целом работодатели очень лояльны к молодежи и желают ее видеть».
Деловые отношения с зумерами
На фоне прочих представители поколения Z выделяются также зарплатными ожиданиями. По словам руководителя Центра карьер СПбГУ Марии Дорохиной, часто они имеют достаточно высокие требования, которые отнюдь не всегда подкреплены и компетенциями и опытом.
«Конечно, любому молодому человеку на рынке труда потребуется какая-то адаптация, чуть более длительная, нежели если бы этот кандидат заранее подумал о том, что он умеет, знает и где хочет работать, — отметила Мария Дорохина. — Но в то же время существуют исследования, согласно которым при прочих равных зумеры выберут скорее ту компанию, которая предлагает гибкость труда, наставничество, истинное лидерство и возможность реализовывать проекты, меняющие мир к лучшему. Им более важно понимание благоприятной корпоративной среды».
В общем, на рынке труда сегодня выигрывают те работодатели и соискатели, которые будут гибкими, кто умеет адаптироваться к условиям, коллективу, быстро приспосабливаться. Об этом высказалась и начальник управления по работе с выпускниками СПбГУ Мария Единова:
«Адаптивность и индивидуальный подход, пожалуй, это самые важные вещи и сегодня, и всегда. Как будто бы медиапространство бурлит большим количеством мифов о разных поколениях, и в том числе о поколении зумеров и, самое главное, за пеленой этих мифов все-таки увидеть человека, попытаться понять и полюбить».
Другие интересные наблюдения
Помимо того, что зумеры активно меняют рынок труда, делая выбор в пользу удаленки, гибридного формата и повышенного комфорта, у них есть еще несколько отличительных качеств, которые настораживают старшие поколения. В первую очередь речь идет об откладывании решения завести семью. По мнению Ольги Никифоровой, все дело в том, что они сами пока еще дети.
«Концепция позднего взросления, она сохраняется, социальный опыт приобретается позже у современного поколения, нежели приобретался раньше. Есть запрос на раннее трудоустройство уже с 14 лет, но в то же время дольше позиция детей по отношению к родителям. Все позже уходят они из родительского гнезда, создают семьи, рожают детей, — подчеркнула Ольга Никифорова. — Это запрос на собственные границы, на понимание своих собственных интересов, что семья и дети это не некое обязательство, а осознанная позиция».

Еще один вопрос, на который ответили спикеры, коснулся нежелания зумеров общаться по телефону, а выбор в пользу сообщений, но мнения в этот раз несколько разделились. В частности, Анна Шахова считает, что этот аспект истекает из детства.
«Если мы бегали во дворе, общались, пытались докричаться до кого-то, когда звали на улицу, то сейчас в телефоне написал, получил реакцию и все, — отметила Анна Шахова. — Поэтому действительно страх в коммуникации, страх отказа, но это присуще каждому человеку, просто решается практикой общения».
В свою очередь начальник Центра реализации профилактических проектов «Контакт» Константин Пискун-Соколов заявил, что помимо индивидуальных особенностей следует понимать — мир сегодня живет по другим правилам, нежели десятилетия назад.
«Все-таки мы с вами все живем в мире, где постоянные чаты. Во-первых, это удобно, это эффективно. Я не зумер, но, честное слово, не надо мне звонить, чтобы задать какой-нибудь вопрос, на который я отвечу, — подчеркнул Константин Пискун-Соколов. — Это современное поколение, мы привыкли к тому, что они очень ценят свое время. На те же голосовые сообщения я должен потратить время. Естественно, мне это неудобно, доставать наушники или еще что-то, а текст экономит мне время. Может тебе не очень удобно написать, но опять же, мы научились это делать быстро. И мне кажется, что мы не должны бороться с этим, это тоже способ коммуникации».
Фото: Pxhere.com