Лимит сверхурочной работы в России хотят удвоить. В условиях дефицита рабочих кадров Минэк и Минтруд предлагают увеличить разрешенную норму по переработкам с 120 до 240 часов в год. Как прогнозирует Минтруд, до 2032 года российскому рынку необходимо будет заместить 12,2 млн человек на фоне появления новых рабочих мест и ухода пожилых людей на пенсию. Новые нормы могут включить в трудовой кодекс уже с апреля 2026 года. Online47 разобрался, какие изменения предлагают работающим россиянам и поговорил с экспертами о том, почему в обсуждение изменений должны активно включаться профсоюзы.
Какие изменения предлагают
На сегодняшний день порог сверхурочной работы составляет не более 120 часов в год на одного работника. При этом, в законодательстве указано, что сверхурочка должна быть не больше четырех часов в течение двух дней подряд.
Также закон предполагает, что оплачиваться сверхурочная работа должна следующим образом:
- первые два часа — в полуторном размере от заработной платы;
- последующие часы — в двойном размере.

С апреля разрешенных часов может быть уже 240. Однако, привлечь к дополнительному труду работников, как и раньше, смогут только:
- с согласия самого работника;
- при условии повышенной оплаты (которая указана выше).
Изменения должны позволить бизнесу, с одной стороны, стать более гибким в вопросе реагирования на потребительские потребности рынка, а с другой, позволить гражданам заработать больше, если они этого хотят, и делать это законно.
Законодатели уверены, что увеличение разрешенных часов сверхурочной работы будет наиболее актуально для предприятий, в том числе промышленных, которые сегодня активно наращивают свое производство, и нуждаются в дополнительных рабочих руках.

Какие риски могу быть
В сети россияне уже подсчитали, если разбить 240 дополнительных часов на 247 рабочих дней, то в среднем получится по одному часу каждый день. Некоторые согласились с тем, что для кого-то это, действительно, может стать хорошей перспективой заработка.
«Для молодежи, кто стремится хорошо заработать, это только плюсом будет. У меня сын уже с 14 лет ходил на подработки, сам хотел. Вот так вот сейчас они стремятся начать зарабатывать», — уверена Камилла.
Однако, многие сошлись на том, что сложнее всего в этой ситуации контролировать и влиять на работодателя, который может оказаться недобросовестным:
«Обычно переработка оплачивается свыше двух часов в двойном размере. Но многие работодатели обходят законы, ставя почасовую оплату, или дают дополнительные дни к отпуску. Если кто-то из работодателей закон не соблюдал, то и сейчас не будет», — объясняет Леонид.

«Осталось только работодателей предупредить, что сверхурочные должны хотя бы оплачиваться, не говоря уже о повышенной ставке», — подчеркивает Кирилл.
Возник диссонанс у россиян и относительно того, что предприятия массово внедряют цифровизацию, оптимизируют работу за счет роботизации, но все равно испытывают дефицит рабочих рук.
Решение за работниками и профсоюзами
Как рассказала Online47 депутат Госдумы VII созыва Светлана Бессараб, изначально предложения, которые подавались со стороны правительства, не нашли поддержку, ни у профсоюзов, ни у депутатского корпуса. Первоначально предлагалось оплачивать 120 часов в полуторном размере, а все, что свыше этого – в двукратном. Однако, от такого варианта решено было отказаться в пользу более привлекательных для работников условий:
«Сегодня мы видим, что правительство готово рассматривать льготы в соответствии с нормами действующего законодательства и, как и раньше, оплачивать первые два часа – в полуторократном размере, а последующие – в двойном. При этом, осуществляться такие переработки могут только с добровольного согласия самого работника. Также увеличение часов ни в коем случае не относится к тем, кто трудится на вредных и опасных предприятиях. То есть, никакого ненормированного рабочего дня у людей быть не должно».

Что касается действующей нормы переработки, то работодатель может и сегодня по договору внутреннего совместительства предоставить работнику возможность трудиться больше 120 часов, напоминает депутат. Но, как правило, для этого создаются два разных договора, которые оплачиваются в одинаковом размере.
«Если работодатель использует возможности именно сверхурочной работы, то она оплачивается либо в полуторном, либо в двукратном размере. Кроме того, сохраняется возможность взять выходные. Напомню, больше чем 2 дня подряд, сотрудник ни в коем случае не должен работать. Это предусмотрено законом. У человека должен сохраняться баланс отдыха и работы».
Вместе с тем, Светлана Бессараб соглашается с тем, что сегодня необходим усиленный контроль со стороны профсоюзов. К сожалению, права работников нередко нарушаются, когда их привлекают к дополнительной работе, но оплачивают в недостаточном размере или и вовсе вынуждают трудиться бесплатно:
«Просто так вводить повышенные нормы переработки сегодня, конечно, нельзя. Это должно происходить только через соглашения с соответствующими отраслевыми профсоюзами. Если это сложные, тяжелые работы, то профсоюз, выступая в интересах работников, должен решить можно ли в этой отрасли включать такой формат сверхурочной работы. Контроль профсоюзов крайне важен. Практика показывает: там, где есть профсоюзные организации, права работников не нарушаются. Там четко производится оценка отработанного времени. Но если нет профсоюза и работника некому защитить, то часто складывается ситуация, когда работник якобы сам хочет работать после окончания рабочего дня, а ему за это ничего не платят. С этой пугающей ситуацией мы должны работать уже сейчас».

Повышение часов внеурочной работы, конечно, имеет право на внедрение. В конце концов, в мировой практике ограничения сегодня варьируются от 240 до 560 часов в год. Однако, главной задачей стоит контроль этих переработок. Многих пугает не сам факт повышения времени допработы, а то, как этим будут пользоваться работодатели, и кто будет стоять на защите простых офисных клерков и заводчан. У работников должна быть уверенность в том, что их интересы защищены, а недобросовестные предприниматели не смогут пользоваться их зависимым положением.
Дарья Нестерова
Фото: Валентин Илюшин/Online47