В Госдуме предложили пересмотреть должность классного руководителя. Депутаты выступили с инициативой освободить классных руководителей от предметной нагрузки, чтобы педагоги могли сосредоточиться на работе с учащимися. Законодатели полагают, что классный руководитель должен быть, прежде всего, наставником. Это, по их словам, даст школам дополнительные ресурсы для помощи в предотвращении возможных кризисных ситуаций.
Online47 поговорил с экспертами о том, можно ли организовать работу классных руководителей в современных российских школах по такой модели, и какие подводные камни за этим кроются.

Что предлагают изменить
К разговору о том, что учителя должны внимательнее относиться к состоянию учеников и атмосфере внутри класса, решили вернуться, вероятно, после ужасных событий в декабре. Тогда в российских школах произошло сразу два нападения. Первое – в Петербурге, где девятиклассник с ножом набросился на учительницу математики. На следующий день после этого еще более шокирующие события произошли в Подмосковье. Там школьник ранил ножом охранника и нанес смертельный удар 10-летнему мальчику.
Эти случаи показали, что наличие рамок металлодетектора на входе и недопуск посторонних на территорию школ еще не гарантирует детям безопасность. Совершать преступления, к сожалению, могут и сами ученики.
На фоне этих событий общественность вновь заговорила о том, что у учителей сейчас совсем нет времени следить за детьми. Педагоги заняты проведением уроков и заполнением документов, так что большинство из них просто не успевают отследить тревожные звоночки в поведении подростков и вовремя на это реагировать.
По этой причине депутаты предложили освободить классных руководителей от предметной нагрузки и закрепить за ними исключительно обязанности наставников.
«У человека, в чьи руки мы отдаем будущее наших детей, должна быть возможность посвящать время проблемам и нравственным ориентирам детей, мониторингу атмосферы в классе, индивидуальным беседам, работе с родителями, организации внеурочной жизни и координации действий с психологами», – уверены законодатели.

Предполагается, что в обязанности классного руководителя должны входить следующие обязанности:
- индивидуальная работа с учениками и раннее выявление проблем;
- мониторинг психологического состояния учащихся и целенаправленное формирование климата в коллектив;
- организация воспитательного процесса;
- более тесное взаимодействие с родителями и системный диалог с семьей.
Авторы инициативы отмечают, что такие изменения позволят педагогу сосредоточиться на анализе и формировании здорового микроклимата в классе, профилактике буллинга и социального отчуждения.

А ресурсы есть?
С одной стороны, такой подход кажется верным. Учитель, который занят исключительно работой с детьми и их поведением, лучше их понимает, может вовремя разрешить конфликты и предотвратить возникновение опасных ситуаций.
Однако, стоит понимать, что не всякий педагог – психолог. Грамотно разрешить ситуацию и помочь ребенку может далеко не каждый. Кроме того, мы неизбежно сталкиваемся с острой нехваткой рабочих кадров. Об этом говорят и пользователи в сети.
«А учителей хватит на подобную инновацию? В школе практически все педагоги – классные руководители. С такой мерой из учителей останется: физрук, учителя технологии и еще 2-3 человека», – задается вопросом Татьяна.
«Зачем тогда школьный психолог? Где вы, при дефиците кадров, возьмете учителей предметников на замену классным руководителям, если их освободят от нагрузки», – интересуется Андрей.

Но нехватка кадров – не единственная проблема. Родители школьников справедливо поднимают вопрос о том, как будет оплачиваться труд такого куратора, и будет ли эта сумма покрывать ту ответственность, которую несет педагог за детей:
«Когда ребенка в 10 классе перевели в лицей, впервые узнали, что вообще существуют классные руководители не предметники. Они занимаются всякими организационными вопросами, ведут разговоры о важном. При этом учителей-предметников хватает. То есть идея-то действительно хорошая, чтобы не перегружать лишними задачами учителей. Но проблема в том, что во многих школах и так не хватает педагогов, а тут хотят еще и кураторов нанимать. Да и за такую-то зарплату вряд ли будет много желающих», – предполагает Валерия.
Педагогика и образование – неразделимы?
О бесперспективности предложенной инициативы говорят и эксперты. Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук Евгений Ямбург отметил в беседе с Online47, что разделять образовательный и воспитательный процессы нельзя:
«Никто никогда не делит обучение и воспитание – это две стороны одной медали. Учителя воспитывают ребенка и на уроках, и после. Это естественный процесс, когда, например, историк или учитель русского языка рассказывает о своем предмете на уроках, а затем идет с учениками на экскурсию, и вместе они совершают увлекательное путешествие. Поэтому, на мой взгляд, разделять эти вещи нельзя. Конечно, бывают вынужденные ситуации, когда не хватает классных руководителей. Но назначать того, кто не ведет ни один предмет – это ущерб и для детей, и для классного руководителя, который видит детей только в коридорах».

Кроме того, эксперт подчеркивает, что лишних денег на оплату еще одного педагогического звена у государства, скорее всего, нет. А оставить те же ставки, которые сейчас ест за классное руководство, не получится:
«Хорошо, если учитель за свое классное руководство получает хотя бы 15 тысяч рублей. Но это в Москве. А в некоторых регионах доплата и вовсе не больше 2 тысяч рублей. Поэтому неизбежно встанет вопрос, где брать средства на оплату классного руководителя. Кроме того, сегодня уже есть специальная должность – наставник. Это, как правило, молодой человек, который ближе по возрасту к школьникам. Он занимается взаимодействием с общественными организациями, например, с «Движением первых». Поэтому все условия для дополнительной работы с ребятами тоже имеются».
Однако, с тем, что классный руководитель обязательно должен быть предметником не согласна ректор Ленинградского областного института развития образования Ольга Ковальчук. Она напомнила, что в царское время в России была практика, когда воспитанием детей в учебных учреждениях занимались, так называемые классные дамы. По ее словам, такой подход ни коим образом не разделяет педагогику и образование.

Но куда серьезнее, по мнению эксперта, организация финансового обеспечения:
«На организацию работы таких классных руководителей нет никаких средств. Свалить эту работу на социальных работников или психологов тоже не получится, поскольку их 1-2 на всю школу, а классов может быть и 50, и 70. Тщательно следить за состоянием такого количества детей просто нереально. Поэтому, прежде всего, вопрос должен обсуждаться на уровне финансового обеспечения. Сколько такая работу будет стоить? И готов ли бюджет на такие обязательства. Второй вопрос: найдется ли достаточное количество специалистов на эту работу?».
Классное руководство – это тяжелая и серьезная задача, говорит Ольга Ковальчук. Но на сегодняшний день эту работу выполняют как должностное поручение, за которое получают совсем небольшую доплату:
«В некоторых городах это 10-15 тысяч. Но и детей в классе сейчас по 30-35 человек. У каждого свой характер, свои запросы и семейные сложности. И если глубоко вникать в эту работу, то она требует приличной оплаты и качественной кадровой подготовки».
То есть, можно по-разному смотреть на то, кто сегодня должен выступать в качестве классного руководителя. Одни уверены, что смотреть за классом должны те же, кто ведет у них уроки. Другие, что для этой задачи необходим отдельный специалист с определенной квалификацией и навыками. Но независимо от того, какой позиции придерживаться, неизменными остаются два вопроса: хватит ли рабочих кадров и сколько им готовы платить? К сожалению, без решения этих ключевых задач ни о каком новом формате классного руководства говорить не приходится.
Дарья Нестерова
Фото: Валентин Илюшин/Online47