В Общественной палате Ленобласти обсудили особую методику обучения школьников
Методику, позволяющую наладить образовательный процесс в школе без негативных последствий для учеников, обсудили участники круглого стола, организованного Общественной палатой Ленобласти.
В дискуссии участвовали представители профильных комитетов областной администрации и образовательных учреждений, общественники, детский омбудсмен Ленобласти
Тамара Литвинова
. Модератором встречи стал заместитель председателя Общественной палаты
Дмитрий Пуляевский
.
Методика, о которой шла речь (автор – В.Ф. Базарный), как утверждают её сторонники, предполагает использование в образовательном процессе так называемых здоровьесберегающих технологий (ЗСТ). То есть, таких, которые исключают груз хронических заболеваний к выпускному классу.
«Такой опыт имеется и в нашей стране, и в бывших союзных республиках, и в ряде зарубежных стран, – отметил
Дмитрий Пуляевский
, объясняя важность обсуждаемой темы. – А нацелена методика на пользу для ребенка, а значит, и образовательного процесса».
Ещё в конце70-х годов прошлого столетия учёные в СССР обратили внимание на то, что здоровье детей напрямую зависит от отсутствия движений – ученикам по много часов приходится сидеть за партой. О том, как это изменить, задумался профессор В.Ф. Базарный.
Он предложил эксперимент, в ходе которого дети во время школьных занятий сидели за специальными партами или стояли за конторками. Смысл заключался в так называемой «сменяемости поз». Причём применялись особые приспособления: массажные коврики и тренажёры для глаз.
Тогда же было предложено раздельное обучение для девочек и мальчиков, с учётом образа мышления. К тому же был введён такой оригинальный предмет, как вокалотерапия: снимающая напряжение и одновременно способствующая укреплению здоровья лёгких.
Эксперимент был настолько успешным, что в 1989 году была принята государственная программа, в которой говорилось о необходимости специальным образом переоборудовать школьные кабинеты и помещения, где проходят занятия в детсадах. Но детские учреждения не успели, несмотря на такие планы, перейти на новую методику.
Только в 2011 году российские власти вновь заговорили о пользе здоровьесберегающих технологий. И сейчас в ряде российских регионов методикой В.Ф. базарного пользуются. Причём наиболее активно – в Белгородской и Амурской областях.
В Ленобласти эта методика используется в десяти школах, пять из которых находятся в Гатчинском районе. Педагоги отмечают, что дети, которые учатся по этой методике, в учёбе успешнее своих сверстников. Они меньше устают и болеют, быстрее растут.
Главный специалист комитета общего и профессионального комитета области Ленобласти
Татьяна Засельская
уточнила, что элементы методики применяются в 44 классах, восьми коррекционных школах и 142 классах 13 общеобразовательных школ в восьми муниципальных образованиях 47-го региона.
Естественно, наиболее актуальны для проекта не только вопросы финансирование – работа с родителями, которым предстоит доказать плюсы такого подхода к обучению.
В том, что методика прошла необходимые согласования и имеет действующее санитарно-эпидемиологическое заключение, заверила собравшихся специалист-эксперт областного Роспотребнадзора
Анастасия Калиничева
.
Вместе с тем, участники обсуждения признали, что остаются вопросы, связанные с форматом распространения программы и необходимостью специально обучать педагогов и переоборудовать школы.
Итогом круглого стола стало решение обобщить предложения, прозвучавшие в ходе обсуждения, и подготовить рекомендации для профильных комитетов Ленобласти.