Кибербезопасность: два из трех россиян в этом году столкнулись с телефонными мошенниками
В открытом доступе появилась занятная банковская аналитика, в которой сообщается, что за 9 месяцев текущего года 53% россиян-клиентов банка столкнулись с телефонным или интернет-мошенничеством и не попались на уловки злоумышленников. А 7% пользователей все же пострадали от действий преступников.
ВТБ в начале октября провел опрос* среди клиентов, согласно которому почти две трети россиян в 2024 года столкнулись с мошенничеством по телефону. Подавляющее большинство тех, кто общался с обманщиками, но не попался на их уловки (63%), при этом не сообщив об этом в какие-либо официальные организации. Только треть (32%) поделились этим фактом с экспертами банка, а 10% обратились в полицию (10%).
Основные аналитические выкладки по итогам опроса представлены ниже:
48% пострадавших приняла превентивные меры для защиты от мошенничества по телефону и в интернете;
31% опрошенных обсудили ситуацию с родственниками;
24% установили пин-код на сим-карту для дополнительной защиты;
31% воспользовались сервисами блокировки спам-звонков;
32% намерены регулярно менять пароли на своих устройствах, выбирая сложные комбинации;
свыше 70% участников исследования сообщили, что у них подключен один или несколько сервисов определителя номера и спам-защиты;
пострадавшие чаще всего обращались по этому поводу в банк (62%) и в полицию (30%). При этом только половине из них (53%) удалось с помощью правоохранителей вернуть свои средства, еще в 7% случаев расследование продолжается, а в 40% эти обращения не дали результата.
По данным ВТБ, за 9 месяцев банком зафиксировано более 8,6 млн подозрительных операций. В 85% случаев мошенники заставляют людей добровольно передать им деньги, используя социальную инженерию.
«Сейчас у аферистов особенно популярны две схемы: в первой они звонят через мессенджеры и под разными предлогами просят включить демонстрацию экрана, чтобы увидеть ваш пароль для входа в приложение и пришедшие смс с кодами. А во втором случае мошенники используют симбиоз ранее успешных схем: звонят якобы из Энергосбыта, или поликлиники, Почты России и отправляют код для входа в госуслуги, после просят его озвучить и скидывают звонок. Затем звонят уже от якобы Госуслуг, говорят, что вам звонили мошенники и они как-то получили доступ в ваш профиль, - а дальше клиент уже полностью доверяет им, называет все коды и переводит деньги на «безопасный счёт». Будьте бдительны и не видитесь на уловки аферистов», - отметил старший вице-президент банка ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.
* Опрос проведен ВТБ с 1 по 10 октября по репрезентативной выборке среди 1500 человек в возрасте от 18 до 65 лет в городах России с населением более 100 тысяч человек.