В 2024 году число поездок по платным дорогам России достигло рекорда
В 2024 году количество поездок по платным дорогам России достигло рекордных показателей, несмотря на повышение цен. По данным госкомпании «Автодор», число проездов выросло на треть, составив почти 400 млн. Основными причинами роста стали новые участки трасс, увеличивший туристический поток и востребованность магистралей для грузоперевозок, пишет "Коммерсант".
Наибольший прирост показала трасса М-12 «Восток», где число поездок увеличилось в четыре раза благодаря запуску новых участков, соединяющих Москву и Казань. Этот «бесшовный» коридор, дополненный открытием обхода Твери на трассе М-11 «Нева», сделал маршрут до Санкт-Петербурга еще удобнее. В результате интенсивность движения на М-12 выросла с 6 тыс. до 10 тыс. проездов в сутки.
Трасса М-4 «Дон» стала рекордсменом по количеству поездок — более 179 млн за год. Рост трафика здесь составил 25%, а август стал пиковым месяцем. Такие результаты связаны с увеличением туристического потока: в 2024 году Крым посетили более 6 млн туристов (+16%), а Краснодарский край — на 8% больше отдыхающих, чем годом ранее.
На М-11 «Нева» трафик также увеличился, хотя число зарегистрированных поездок сократилось из-за изменения системы учета. После открытия обхода Твери водитель теперь совершает одну поездку, а не две. Однако фактическая интенсивность движения на участках Москва–Тверь и Тверь–Санкт-Петербург выросла на 6%.
Средняя загрузка ЦКАД осталась стабильной, но доля тяжелых транспортных средств на трассе выросла на 6%. На М-3 «Украина» наблюдается незначительное сокращение трафика из-за масштабных ремонтных работ, которые продлятся до 2026 года.
По статистике «Автодора», 30% всех поездок по платным дорогам приходится на грузовики и автобусы. На некоторых трассах этот показатель выше: на ЦКАД доля грузового транспорта составляет 43%, на М-4 — 33%, на М-12 — 25%. Эксперты отмечают, что платные дороги остаются выгодными для бизнеса, так как тарифы часто включаются в стоимость доставки грузов. Например, за проезд по М-12 от Москвы до Казани владельцы фур платят около 10,7 тыс. рублей.
Кроме грузовиков, платные магистрали активно используют автотуристы. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что в 2024 году россияне и иностранцы совершили рекордные 79,2 млн туристических поездок по России, включая автомобильные маршруты.
Однако для ежедневных поездок платные дороги используют редко из-за высокой стоимости. В апреле 2024 года «Автодор» повысил тарифы на 8–25%, что, тем не менее, не снизило общий спрос. Официальные данные по сбору средств за проезд будут опубликованы весной, но уже известно, что в 2024 году планировалось собрать 105 млрд рублей, а в 2025 году — 129,2 млрд рублей.
Другие операторы также фиксируют рост трафика. На платных участках трассы М-11, таких как Северный обход Одинцово и Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, количество поездок увеличилось на 5–14%. Основные маршруты, популярные у пользователей, связаны с поездками из Москвы в аэропорт Шереметьево, Зеленоград, а также дачными направлениями в сторону Клина и Твери.
Таким образом, платные дороги продолжают демонстрировать высокий спрос, а их развитие и модернизация открывают новые возможности как для грузоперевозок, так и для автомобильного туризма.