Итак, детей вывели на улицы. Не так чтоб массово, не так чтоб повсеместно – но вывели. Внимательные наблюдатели знают, как это было проделано. Эксперты размышляют, как к этому относиться. Специалисты ищут решения. А многим взрослым откровенно тревожно: в разных вариантах, но все помнят страшную немецкую легенду о крысолове, который увел за собой детей из города Гамельна – и они пропали навсегда.
А в сочетании с удивительным берлинским лечением известного персонажа, с именем которого наши дети – пока на несколько часов - ушли из дома на улицы и площади… Так и видится, как «наши партнеры» дали отмашку операции «Крысолов».

О чём тревожиться, а что – просто понять? И главное - что делать? Об этом Online47 размышляет после обстоятельного разговора со Станиславом Еремеевым, ректором ЛГУ им. А.С. Пушкина, директором Фонда развития гражданского общества Петербурга и просмотра опубликованного видеосюжета Следственного Комитета РФ.
Для начала
При спокойном рассмотрении случившегося, выходит, что простого ответа на все эти сложные вопросы просто нет.
Это соблазнить юных – просто. Иногда достаточно одного слова: «слабо?» А вот удержать от соблазна - это куда сложнее.
Тем более, что это для технологии «крысолов» важен просто возраст. А для защиты детей нужно чётко понимать, какие они разные.
«Когда мы говорим сегодня о молодёжи, мы должны помнить, что это совсем неоднородная среда. Это и школьники. И студенты. И военная молодёжь. И работающая. Есть сельская молодёжь - и есть городская молодёжь. И у каждой из этих групп есть и общее, и особенное», - подчеркнул Станислав Еремеев. – Поэтому работа с молодежью должна быть целевая и адресная. Одних комитетов по молодёжной политике тут недостаточно».
С чем столкнулись
В профильных организациях и ведомствах чётко оценили, как «крысоловы» работали со школьниками: в видеосюжете «За кулисами протеста», опубликованном сегодня на ведомственном канале Следственного Комитета РФ прямо указано, что призывы «выходить» транслировались юной аудитории – а именно она в массе своей и есть пользователи Тик Ток - практически по технологии «25 кадра».
Как известно, видео в этом самом Тик Токе меняется быстро. Люди, «завсисающие» за просмотром, к примеру кошечек-приколов, вообще не расположены к критическому восприятию информации – они отдыхают. Просто «тупят», отключаясь от реальных задач и проблем.
И тут им - призыв «выходи». А потом ещё что-нибудь вроде «если трус – не выходи».
Классическое, всем поколениям известное «взять на слабо». Но ведь работает.
Что противопоставить?
Тест для родителей
Совет от Марии Киселевой, директора института психолого-социальной работы Сеченовского института, транслируемый СК РФ:
«Родители должны интересоваться, что происходит с детьми. Не ругать их, потому что ругать – бессмысленно. Когда мы ругаем, мы только толкаем их к тем, кто будет с ними ласков, кто будет называть их «бойцами», кто будет говорить им «молодцы». Именно не ругать, а разбирать ситуацию, давать альтернативную точку зрения. Вместе смотреть эти социальные сети, чтобы дружить со своими детьми».
От себя добавим, самим взрослым хорошо бы при этом оставаться взрослыми и сохранять критическое мышление, чтобы вовремя указать ребёнку: «Смотри, а вот здесь – чушь, а вот здесь – фейк, а вот здесь – на тебя охотятся и тобой манипулируют»…
Правда, для этого нужно, чтобы родители умели быть родителями.
«В пандемию многие родители школьников с изумлением обнаружили, что они с трудом справляются со своими детьми, когда ими не занимаются какие-то другие учреждения. Они вдруг обнаруживают, что у них на самом деле не хватает родительских навыков. Что это значит? Это значит, что сами теперешние родители прошли через тот этап в жизни, когда их быть старшими просто не научили», - констатирует Станислав Еремеев.
И что теперь с этим делать?
Похоже, тем родителям, кто что-то про себя понял – с себя и начать. Учиться, читать, работать над собой. Исправлять ошибки.
Потому что иначе, как сказала Юлия Матюнина, исполнительный директор Национального родительского комитета, «Здесь вопрос – насколько лишние дети в семье?»
А что государство?
Конечно, у нас всегда под рукой вопрос: а куда смотрит государство?
Как ни странно, а государство в эту сторону смотрит, и даже уже кое-что делает.
Работает с волонтёрами. Строит и обустраивает кванториумы – так и там, где взрослым подобный уровень и не снился.

Поднимает статус учителя настолько, что в школы всё охотнее идут молодые педагоги.
«Сейчас новая тенденция: все больше и больше в школу приходит молодёжь - интересные ребята. Потому что государство их поддерживает, меняется система оплаты, мотивации - это тоже очень важно. Когда ученик видит перед собой учителя-личность – он ведёт себя иначе», - обращает внимание Станислав Еремеев.
И тут же прямо указывает, что проблема только-только начинает разрешаться:
«В масштабах огромной страны сегодня, здесь и сейчас, решить задачу кадрового обновления в школах - невозможно. Перестройка на марше – это очень сложное дело».
Но ведь только если что-то делать, есть шанс на успех. Не делать – и ждать нечего…
Размышления ректора

Фото: lengu.ru
Сам Станислав Еремеев, по понятным причинам, больше думает о студенчестве: ректор - работа обязывает. И снова и снова подчёркивает: нет простых ответов, как работать со студенческой молодёжью. Зато есть много особенностей, хороших и - разных.
Про страхи
«Молодёжь думает о своем будущем. Все разговоры о том, что у нас молодёжь «безмозглая» - это не так. Думает. Но есть реальные изменения на рынке труда, происходящие из-за слома экономического уклада – а они меняют привычные представления о том, как формируется благополучное будущее. И - подталкивают молодых людей к неосознанному беспокойству. Страхи присутствуют у молодежи! Они, может, не артикулируются ими, но точно подталкивают к неосознанному беспокойству».
Про справедливость
«Именно социально-экономические аспекты, связанные с обостренным восприятием молодёжью всего, что её тревожит, приводит к обострённому чувству справедливости. А это обостренное чувство справедливости, помноженное на упрощенное представление о жизни, приводит к разрушительным последствиям. Потому что им же кажется, что можно сделать два-три шага, и - вот он, желанный результат! «Сегодня и сейчас» – это тоже одна из проблем, которая существует у молодёжи. А мы не можем сказать, что сейчас на российском пространстве молодёжь имеет равный доступ к ресурсам будущего».
Про возбудимость
«Вообще у студенческой молодёжи есть свои особенности, своя возбудимость, и она требует выхода энергии. В условиях пандемии молодёжи труднее всего находиться в ограниченном пространстве. Именно молодым необходимы социальные контакты. И часть молодёжи выходит на улицу не за лозунгами, не за целеполаганием, а … за компанию. При этом бунтарство вообще присуще студентам. Можно вспомнить те же события 1968 года во Франции – они показали, что такое « студенческая молодёжь»: то самое бунтарство под флагом сексуальной революции».
Про вину
«Ещё один момент для понимания ситуации с сегодняшней молодёжи – это издержки нашего общества. Мы в процессе их обучения не занимались тем, что в педагогике называется воспитанием - воспитанием личности, разумного гражданина. Мы не формировали человека сознательного. И вот мы увидели, что молодежь часто неспособна осмысливать те потоки информации, которые обрушиваются на них, понимать, к чему ведёт то или иное действие. Сегодня эта проблема выплескивается. Когда начинаешь разбирать, задаешь вопросы – видишь, что молодёжь ищет себя и свое место в мире. Но их фейковое сознание порождает ложных героев и ложные цели. Это не их вина. Это их и наша беда».
Про перспективу
«Мы не смогли показать всем молодым людям перспективу. Не показали алгоритмы решения той или иной проблемы. Но не стоит думать, что всё пропало. Я не разделяю эти панические взгляды «мы потеряли свою молодёжь». Это не так. У нас существуют точки роста, которые, - да, пока недостаточно охватывают молодежь. Но они есть. Та же программа «Лидеры России» - это очень интересная программа. Она дает молодежи шанс. Есть удачные проекты для школьной молодёжи – те же «Территории смыслов». Нельзя сказать, что все пропало и все плохо – это не так».
Про сегодня
«Молодые люди – это не только день завтрашний, но и сегодняшний. Поэтому дать молодому человеку ощущение правды, ощущения, что он востребован – это необходимо. Хотя и сложно. Потому что приходиться говорить на непростые темы. Объяснять миллионы оттенков. Самое главное, что молодой человек должен понимать: если он сделает то, другое, третье, четвертое, он в конце тоннеля получает то, что сделает его жизнь хорошей».
Подытожим?
Получается, что на сегодня спокойно можно признать следующее.
Охота «крысоловов» за нашими детьми идёт и идти будет. Это надо знать и - не оставлять детей без присмотра.
Родителями не рождаются, родителями становятся. Пока не очень получается? Значит, надо учиться. Главное – запомнить: ругать детей бессмысленно и опасно, раз их поджидают «ласковые» крысоловы, готовые их «понять» и «все разрешить».
И, наконец, молодёжь - уж как умеет – думает о своём будущем. И действительно – тревожится. И ждёт простых ответов на сложные вопросы. А давать их, как ни крути, родным взрослым и родному государству. Потому что иначе их подкинут чужие.
Наталья Старичкова
Фото: Валентин Илюшин