Это будет громко: Сергей Перминов о реформе местного самоуправления

Фото: Валентин Илюшин, Online47

О мифах и реальностях переустройства системы власти на местах Online47 побеседовал с сенатором от Ленобласти

Важный и сложный законопроект о реформе местного самоуправления уже через два дня будет рассмотрен Госдумой в первом чтении.

Специалисты по государственному управлению уверены, что эта реформа - эпохальное событие. И оно должно логично завершить донастройку системы государственного управления, которая началась в России после принятия поправок в Конституцию РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Между тем и сам законопроект, и его реализация требуют большой разъяснительной и организационной работы, которая пока практически не началась.

А вот слухи и домыслы уже набирают ход.

О мифах и реальностях разворачивающейся реформы в большом и откровенном интервью Online47 рассказал Сергей Перминов, сенатор от Ленобласти, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

Напомним, в 2012 году Сергей Перминов вступил в должность председателя комитета правового обеспечения и контроля Ленинградской области, а с 2015 по 2020 год работал в Ленобласти в качестве вице-губернатора региона по внутренней политике.

Ниже публикуем содержание беседы с учетом ранее публиковавшихся фрагментов.

Реальность: почему это нужно

Совершенно точно могу сказать, опираясь на свой опыт работы в Ленинградской области, что законопроект рождался не на голом месте.

Вот когда губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и вся его команда в 2012 году пришла к управлению региона — мы для себя хотели решить эту задачу изменением 131 закона.

Этот Федеральный закон 131 - его же принимали в соответствии с Европейской Хартией о местном самоуправлении, которую в России ратифицировали в 1998 году.

А мы убедились, что он снижает эффективность управления регионом. Абсолютно точно: мы полагали его громоздким и неповоротливым, который лишал региональный центр возможности принимать быстрые решения и давать быстрые ответы на те вопросы, которые ставят перед властью жители нашего региона.

При этом мы всегда говорили о том, что действующий 131 закон требует существенной корректировки, отмены части положений и введения новых.

Ленинградская область всегда при работе в ассоциациях муниципальных образований федерального и регионального уровня указывала коллегам на необходимость доработки этого закона и совершенствования алгоритмов.

И, слава Богу, что в 2022 году - спустя 10 лет! — к обсуждению этого вопроса пришли.

Не пропустите

Миф: плохо обсудили

Я не согласен с мнением, что обсуждения законопроекта о реформе местного самоуправления не было. В отведенное законом время законодательные органы субъектов РФ готовили свои отзывы. И, насколько мне известно, отзывы, в зависимости от того, что это за регион, были наполнены своими предложениями.

Например, коллеги из Ставропольского края поставили вопрос о рисках преобразования городских округов для сельского населения, потому что их встревожило, что это может повлечь изменение тарифа на потребляемые энергоресурсы с сельского на городской.

Из Якутии были свои предложения, из регионов Центральной России и Кавказа – свои. Причем, серьёзные такие предложения.

Поэтому сказать, что проект не обсужден и нет предложений, нельзя: это - первое.

Второе: если этот законопроект примут в первом чтении 26 января, то во втором чтении появится возможность внести корректировки и поправки. Думаю, что так и будет, и дискуссия будет весьма жаркой.

И вот почему: принятие такого основополагающего, фундаментального закона – а он принимается, в том числе, в связи с изменениями в Конституции Российской Федерации - это краеугольные изменения. Что-то сопоставимое со Столыпинскими реформами. Это будет бурно. Это будет громко. Но это гигантский шаг вперед и гигантские возможности.

Реальность: сокращение муниципалов

Да, это правда. Сокращения будут. Сейчас существует огромное количество цифровых сервисов, которые позволяют общаться и отвечать на запросы практически мгновенно. Чиновник для этого не нужен.

Поэтому высвобождаются средства, которые раньше тратились либо на содержание аппарата депутатов, либо на содержание административных органов. Теперь эти бюджетные деньги пойдут на нужды жителей регионов.

Если взять Ленинградскую область, то у нас же есть довольно успешный опыт муниципальной реформы — у нас объединялись администрации муниципальных центров и районов.

Вот бывший глава администрации Волосовского района Василий Рыжков – он теперь депутат Заксобрания - весьма эффективно смог провести объединение муниципальных образований первого уровня. Он реально сократил количество депутатов и затраты на содержание муниципального аппарата.

Вообще в последние годы управленцы по всей стране говорят, что муниципальной власти с каждым годом всё тяжелее подбирать людей. С учётом целого ряда обстоятельств, в том числе - и демографической ситуации, и фильтров антикоррупционного и налогового законодательства.

Поэтому убеждён: сокращение муниципального «штатного расписания» в сочетании с цифровизацией многих чиновничьих опций - это не проблема. Это – гигантские возможности.

И да – повышение такой политической и административной состязательности в компетентности, ответственности, даже в кругозоре, от которой все выиграют.

Не пропустите

Миф: узурпация власти

Я не считаю, что это будет узурпация власти главами регионов на местах.

Как правило, региональные управленческие команды – это люди серьёзно подготовленные и технологичные. Их взгляд на происходящее в каждой части своего региона более информативен и насыщен.

И у губернатора должно быть право принимать оперативные кадровые решения не потому, что он узурпатор или местный князь – вовсе нет.

Просто сейчас во всех отношениях глав регионов есть чётко выстроенная система коэффициентов полезной эффективности. Оценка управленческих команд происходит один раз в год, но есть и промежуточные KPI.

Показатели эффективности касаются абсолютно всех блоков: социальных, экономических, строительных, жилищных, внутриполитических – все они находятся в системе этих коэффициентов эффективности.

То есть федеральный центр и регионы уже поставили себя в жесткие рамки, потому что президент именно таким образом сформулировал национальные цели и задачи.

У нас есть масштабные задачи, программы, национальные проекты, которые требуют постоянного внимания и выполнения: по каждому из них есть дорожные карты.

В рамках этих дорожных карт идёт очень чёткое отслеживание сроков исполнения, качества, а самое главное – результата.

Так вот: регион теперь сможет точно также экстраполировать такую же систему KPI на места - с одной стороны. А с другой стороны – у губернатора появится право принимать кадровые решения в том случае, если человек не справляется.

Вот что такое в условиях современной жизни, в условиях пандемии, даст Бог - постпандемии, быстрого цифрового мира принятие кадрового решения, которое может затягиваться на месяцы? Что такое принятие решения о соответствии и несоответствии должности муниципального руководителя из-за бюрократических процедур и положений действующего законодательства течение полугода?

Это же катастрофа для людей, живущих на территории такого муниципального района.

Сколько раз мы с Александром Юрьевичем Дрозденко, когда я занимался вопросами внутренней политики, вынуждены были растолковывать нерадивым руководителям районов, как нужно работать.

Особенно, когда речь шла о важных региональных и федеральных проектах.

Растолковывать, что нельзя создавать для их реализации какие-то свои фирмёшки с родственниками. Что это проекты не ради процесса, а ради конкретного результата.

Они потом всё равно теряли свои должности – но сколько на это уходило времени!

Я понимаю, что в жизни бывает всякое. Но убеждён, что в законопроекте нет угрозы диктаторства и выхолащивания смысла, который был заложен в 131 закон о местном самоуправлении.

Не пропустите

Задачи

Ещё и ещё раз подчеркну: реформа местного самоуправления, которая сейчас обсуждается и, я надеюсь, будет принята с учетом всех важных поправок – это эпохальное событие.

И важно, чтобы люди вовремя получали ясные и точные разъяснения, ответы на все интересующие их вопросы.

Полагаю, что готовиться к созданию проектных офисов в регионах нужно уже сейчас. Они должны заработать практически сразу после его принятия Государственной Думой и Советом Федерации и подписания президентом страны.

Не знаю, кто такие офисы возглавит, и какие силы будут привлечены - это дело региональных властей.

Но убеждён, что в каждом населенном пункте, в каждом поселении должно сначала произойти разъяснение основных параметров и характеристик этого закона,

Я бы полагал, что целесообразно провести серию круглых столов с участием региональных законодателей, специалистов по госуправлению, представителей действующей муниципальной власти.

Тема – обсуждение закона, ответы на самые острые и критические вопросы, формирование основных характеристик трансформации муниципальной власти, которая будет проходить в регионе,

И дальше этой чередой понятных мероприятий – оффлайн-встреч, онлайн-встреч, вопросов и ответов, круглых столов – буквально в течение одного, может быть двух кварталов на территории субъектов Российской Федерации должна пройти вот эта огромная разъяснительная кампания.

Важно, чтобы люди избавились от всех страхов по поводу тарифов, по поводу того, что власть будет далека, по поводу того, что чиновник их больше не увидит и не услышит. Все страхи должны быть внятно разъяснены и развеяны.

Только после этого можно заниматься реализацией этой реформы. Тем более у этой реформы будет отложенный период – до 2028 года.


О реформе местного самоуправления с Сергеем Перминовым беседовали Олег Черных и Наталья Старичкова

Фото: Валентин Илюшин, Online47