России грозят очередным пакетом санкций, но на этот раз они могут затронуть не только некоторые компании, но и IT-инфраструктуру, и персональные компьютеры, и программное обеспечение, которыми пользуются миллионы россиян.
Насколько мы готовы к такому повороту событий, и правда ли, что «поезд ушел», и стране нечего противопоставить «цифровым карам»?
В этом попытался разобраться Online47 при поддержке сенатора Сергея Перминова.
Почти восемь лет
Риск примерно таких санкций стал очевиден после украинского переворота 2014 года, когда в самый последний момент Крым успел «вернуться в родную гавань».
Американскому аналогу госзакупок осталось только щелкнуть пустыми зубами: закупку услуг для создания военной базы США в Севастополе Пентагону пришлось отменить.
Уже в 2015 году правительством России было выпущено постановление N 1236 - с запретом на допуск иностранного программного обеспечения к процедурам госзакупок.
Правда, на тот момент по понятным причинам особо оговаривалось, что запрет на покупку импортного ПО действует в том случае, если есть отечественные аналоги.
Примерно в то же время государственным структурам было настоятельно рекомендовано, к примеру, на официальных сайтах не использовать видеохостинг YouTube - искать для встраивания видео другие программные решения.
Кроме того, была разработана программа импортозамещения, в рамках которой государство поддерживало разработчиков программного обеспечения и производителей отечественного «железа».
Сенатор Сергей Перминов, с которым Online47 обсуждал сегодня вопрос цифровых санкций, подтвердил, что именно после 2014 года в стране стали предприниматься меры к снижению рисков от пользования различными американскими цифровыми платформами. В первую очередь, в госструктурах:
«Уже тогда было признано, что нам необходимо переходить на свою элементную базу и на свои программные решения. И, надо сказать, что многие российские компании в этом направлении серьезно продвинулись», - сказал он.
Один из показательных результатов – отечественная цифровая программа «Аврора» и отечественные же планшеты с российскими микросхемами, которые успешно прошли испытание в реальных условиях тремя сотнями тысяч пользователей.
Причём, это было проделано в ходе переписи населения в 2021 году, и переписчики, выступившие заодно и в роли тестировщиков, с удовольствием рассказывали, что российский планшет, и «летает», и «зарядку держит».
Кроме того, известно, что в России уже созданы и интенсивно дорабатываются, как минимум, два процессора, которые вполне могут быть использованы в обычном универсальном ПК - «Эльбрус» и «Байкал-М».
К ним ещё много претензий - разработчики в курсе и напряженно работают над устранением лагов, мощностью и всем, что положено, но говорить, что у нас вообще ничего не готово к наступлению «адских" санкций не стоит – это уже неправда.
Так что Сергей Перминов совершенно прав, когда говорит:
«Время было использовано. Может, не с той эффективностью, на которую мы все рассчитывали, но точно не впустую».
Хотя расслабленность была - чего уж. Даже в госструктурах. К слову, в военной сфере требования были сразу жестче – ну так и результат, как говорится, налицо.
Тяжело в учении
Сегодня СМИ активно обсуждают сообщения о том, что и «Сбер» учёл возможные санкционные ограничения - как в отношении поставок в Россию новой электроники, так и в поддержке уже работающих систем. "Сбер" провёл масштабные технологические учения с отключением банка от поддержки Microsoft, Nvidia, VMware, SAP и других компаний.
Сам факт организации и проведения этих учений вызвал огромный интерес – у кого-то злорадный. И совершенно зря.
Во-первых, IT-учения специалистов разных структур - с отработкой навыков работы в условиях враждебных атак на цифровую систему - проходили и раньше.
Во-вторых… Все психологи знают, что только при выходе из зоны комфорта по-настоящему мобилизуется скрытые резервы.
Народ тоже давно в курсе: сколько уже веков пословице «Пока гром не грянет…»? Ну что ж: можно сказать, что вот - раскаты уже хорошо слышны.
«Надо понимать: коллективный «Запад» делает все, чтобы остановить развитие России. Поэтому санкции будут нарастать, - считает Сергей Перминов. - А нам нужно просто совершенно четко это понимать и не поддаваться иллюзиям 90-х о том, что нас все любят и мечтают встроить в свою систему производственных связей. Это абсолютно не так - мы должны рассчитывать только на свои силы».
Кстати: Сергей Николаевич напомнил, что вообще-то риски, которые сейчас остро встают перед Россией из-за санкций, вовсе не уникальны.
В том смысле, что страны Центральной и Западной Европы тоже обеспокоены тем, что могут оказаться без элементной базы и тех же процессоров. Ведь по логике мирового разделения труда производители микрочипов сейчас работают, преимущественно, в азиатско-тихоокеанском регионе.
«Страны Евросоюза прямо в эти дни решают, как возобновить производство необходимой компонентной базы на территории ЕС, отказавшись от китайских и иных поставщиков, - подтвердил сенатор. - Весь мир находимся сейчас в ситуации, когда глобальная схема хозяйственных связей начинает сбоить. И поэтому каждое государство, которое хочет быть независимым в принятии решений во внешней и внутренней политике, должно опираться на собственную производственную мощь и соответствовать технологическим требованиям времени».
И ведь не поспоришь.
А что касается учений «Сбера»… Слушайте, раз учения – значит уже есть, на чем и чему учиться, и есть учителя.
Так что все, кто утверждает, что «наш поезд ушёл», пусть успокоятся: поезд ушёл - но не наш. Вот ещё несколько лет назад - да. А теперь справимся.
Только, конечно, надо сосредоточиться.
Наталья Старичкова
Фото: Валентин Илюшин