В комитете по просвещению Госдумы прозвучало предложение узаконить в школах так называемые «ящики доверия» – специальные, вроде почтовых, в которые дети анонимно будут класть записки с вопросами психологу.
Зампред думского комитета по просвещению, автор инициативы Яна Лантратова уверена, что такие ящики «заработают»: психолог будет узнавать о проблемах ребят и время от времени озвучивать полезные советы.
Но кому и насколько «ящики доверия» нужны? Этот вопрос Online47 адресовал педагогам, психологам, детям и даже бабушкам.
Баба-Яга против
Озвучить совет – хорошо. Но будет ли толк, если психолог станет собирать записочки, а через какое-то время «по секрету всему свету» давать психологические советы?
«Представьте, разгорелся конфликт между ребёнком и учителем. Ученик не выдерживает – кидает в ящик доверия анонимную записочку с вопросом, как быть. И вот незадача: психологу, получающему зарплату в школе, как правило, приходится исходить из того, что учитель всегда прав, – рассуждает психолог, много лет отвечавший на звонки детского телефона доверия в Петербурге Станислав Кузьмин. – Да и говорить о конкретной ситуации, с учётом анонимности, ему придётся с позиций: «кто-то кое-где у нас порой». Вот и выходит, что вряд ли таким образом можно будет решить проблему. Так что я, как Баба-Яга, – против!».
Эксперт уверен, что хороший психолог должен давать честные советы. Точно также, как грамотный журналист, кстати.
«Тут ещё важен человеческий фактор, важно понять обстоятельства конкретного дела, а для этого – выслушать две конфликтующие и ещё третью, сторону – свидетелей со стороны. Поэтому анонимный подход и совет «взгляд и нечто» в данном случае не годится», – считает он.
Вместо ящика – диалог
Ящики, в которые любые – даже самые опасные – идеи закачиваются, у каждого ребёнка уже есть. В этом уверена учитель начальных классов одной из школ Приморского района Санкт-Петербурга Елена Сапожникова.
«Скажу коротко: как раз то, чего нам всем сегодня, во время пандемии катастрофически не хватает – прямое общение. Старая, как мир, тактика: глаза – в глаза, вопрос – ответ. Какие уж тут ящики… Да и во многих школах психолог – атавизм, его давно нет», – говорит она.
А заодно напоминает, что ящик и доверие – очень далёкие друг от друга понятия – даже на уровне ассоциаций. Ящик – что-то заколоченное, закрытое. Доверие же, наоборот, – всегда открытая страница.
«Ящик ябеды» и мнения взрослых
Но есть у этой обсуждаемой инициативы и сторонники, которые полагают, что толк всё равно будет. Такие ящики доверия могут заменить школьникам дневники для секретов.
«Знаю, что детские психологи в своей работе используют такой приём: советуют ребёнку, когда он испытывает агрессию, рисовать злобного человечка и рвать листок, на котором он нарисован. Тогда злости, как не бывало», – высказывает своё мнение бабушка трех внуков из Кировска Ольга Соболева (учитель младших классов на пенсии).
Она напоминает, что во время её детства и юности принято было вести дневники, в которых мы говорили преимущественно о наболевшем.
«Напишешь абзац-другой, и внутренне успокоишься. А в случае с «ящиками доверия» ещё и совет получишь. Пусть общий, но всё же…», – убеждена бабушка.
Сами же дети, которым, собственно, и адресовано предложение кидать в «ящик доверия» заветные записочки, относятся к этому неоднозначно.
«А вдруг такой «ящик доверия» превратится в «ящик ябеды», – беспокоится девятиклассник из Тосно Артём Карпенко. – Повесят, а кто-нибудь из девчонок или парней будет ябедничать – по делу и без. Тогда нам точно не нужен этот ящик».
Шестиклассница Вероника Иванова из 174-й петербургской школы не против ящика доверия, но при двух, кажется, взаимоисключающих условиях. Первое: если он не будет висеть в учительской. Второе: если его не будут взламывать самые любопытные.
«Если в учительской, никто не будет кидать в него записочки, потому что рядом учителя. А если где-то в коридоре, многие побоятся – дети увидят, – объясняет она. – И в коридоре, думаю, кто-то точно его захочет взломать или украсть – посмотреть, что там внутри. А ещё я сомневаюсь, что записки ящику дети вообще будут писать. Я бы лучше советовалась с мамой или подружкой».
Выходит, что вопрос даже не в том, приживутся ли в школах ящики доверия. Дело в самом доверии: то есть, кому ребёнок готов открыться.
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47