Стоимость автомобилей в России продолжает расти. И хотя в отдельных ситуациях дилеры идут навстречу заинтересованным покупателям и сбавляют ценник, аналитики фиксируют дальнейшее удорожание практически всех иностранных и отечественных моделей авто. Участники рынка отмечают изменчивость ситуации и прогнозируют дефицит машин даже в случае возобновления поставок. Online47 изучил обстановку подробнее.
То вверх, то вниз. Но больше вверх
Сегодня действительно можно найти новые автомобили, цены на которые снизились после исторических максимумов, установленных в марте. Напомним, что в мартовском обзоре рынка потребительских товаров Росстат сообщал о подорожании с конца 2021 года иномарок на 29%, а отечественных машин – на 21%.
Стоимость автомобилей действительно повергала в шок – оснащенные Lada предлагались за +- 2 млн рублей, а новое поколение Renault Sandero – за 3 млн. О других, более дорогих марках можно и не говорить.
Снижение стоимости сейчас – это следствие падения ажиотажного спроса. В марте российский авторынок рухнул на 63% – было продано всего 55 129 новых автомобилей. Как отмечали в РГС Банке, это самый низкий результат для первого месяца весны за все время наблюдения за современным авторитейлом России. А в Ассоциации европейского бизнеса предрекают спад продаж автомобилей в России в 2022 году на 50%.
Теперь дилеры охотнее идут «на переговоры» и скидывают даже сотни тысяч. Хотя, конечно, на «досанкционный» уровень цены не вернутся. Тем более что в основной массе они продолжают расти.
Вот что сообщают эксперты аналитического агентства «Автостат» на сайте проекта «Цена-Авто»:
· Во второй половине апреля модельный ряд Subaru подорожал на 8–12% – в зависимости от модели от 290 000 до 640 000 рублей,
· В апреле удорожание Volkswagen составило 37,1%–58,1% – от 548,5 тысяч до 3 млн,
· В первой половине апреля все автомобили BMW подорожали на 12,3%–25,5% – от 700 тысяч до 3,4 млн,
· Все модели Hyundai подорожали на 6,3%–16,4% – от 163 до 600 тысяч рублей.
На 33,6%–60% взлетели цены даже на китайский Haval, а популярные Kia в марте дорожали дважды – второй раз на 9,7%–20,7%, то есть на суммы от 170 тысяч до 1 млн рублей.
Чего ожидать в ближайшее время: прогноз от дилеров
Как отмечают в РГС Банке, в марте бизнес не работал, а выживал благодаря запасам складов. И хотя официальный курс рубля укрепился, ни дистрибьюторы, ни дилеры не спешат снижать выросшие ввысь цены. Конечная стоимость многих машин по-прежнему превышает возможности большинства покупателей.
«К концу I полугодия в 2022 году может быть продано порядка 460–490 тысяч новых автомобилей по сравнению с 871 тысячей за аналогичный период прошлого года. Рост продаж относительно последних месяцев скорее всего начнется в мае, когда будут налажены поставки ряда марок, прежде всего китайских брендов, и найдено решение по импортозамещению комплектующих для локализованных производств. Подстегнуть покупательский спрос также может снижение ставок по автокредитам», – полагают там.
Как в комментарии Online47 заметил генеральный директор ГК АвтоСпецЦентр Андрей Терлюкевич, стоимость новых автомобилей на сегодняшний день определяется несколькими факторами: объемом выпуска (чем он ниже, тем выше рекомендованная розничная цена от производителя), курсами валют, комплектацией каждой модели. Из-за дефицита автомобилей их стоимость с начала года увеличилась на 30–60%.
«В марте и апреле в РФ приобрели на 63% меньше новых авто, чем за аналогичный период прошлого года. Причинами падения спроса на новые автомобили стал уровень цен и рост ставок по автокредитам. Это может стать причиной того, что апрельский уровень продаж снизится до 70%», – дает он неутешительный прогноз.
Пока в компании в наличии есть автомобили всех представляемых брендов, а самая доступная марка на данный момент – Kia и китайские бренды – Havel, Chery, Geely, отмечает Андрей Терлюкевич.
«Запас новых автомобилей на складах у дилеров есть на ближайшие несколько месяцев, однако он конечен. Даже если поставки возобновятся осенью 2022 года, дефицит может продлиться в течение 2023 года», – добавляет он.
Остались на российском авторынке и премиум-автомобили. Как рассказал Online47 генеральный директор ГК АВТОДОМ Андрей Ольховский, где представлены Audi, Mercedes-Benz, BMW, Jaguar, Land Rover и Porsche, в среднем есть 50 автомобилей каждой марки, и запасов на складах хватит на 4–5 месяцев.
«Мы пересмотрели цены в сторону снижения на ряд моделей верхнего ценового сегмента. В целом цены на автомобили сейчас начали опускаться, но не системно. Ценообразование сейчас регулируют дилеры, а не импортеры, – также заметил он. – Однако ситуация на автомобильном рынке меняется достаточно интенсивно, поэтому принимать поспешных решений не стоит».
Отметим, что многие дилеры сегодня продолжают выполнять гарантийные обязательства перед клиентами и в полном объеме осуществлять послепродажную поддержку. Это возможно благодаря тому, что они сформировали собственные запасы комплектующих еще во время сложностей в период пандемии.
Правда, по словам Андрея Ольховского, по некоторым позициям возможны сложности с доступностью из-за нарушения логистических цепочек поставок. На то, чтобы выстроить новые логистические цепочки, может уйти несколько месяцев, но без комплектующих автовладельцы не останутся.
Татьяна Туктамышева
Фото: Валентин Илюшин/Online47