Автомобиль не роскошь, а средство налогообложения

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Online47 разбирался, грозит ли «налог на роскошь» всем автовладельцам в России

С 2014 года цены на автомобили в России выросли как минимум в два раза. Однако методика начисления повышенного транспортного налога – также называемого «налог на роскошь» – осталась прежней. Из-за этого в категорию «премиум» могут попасть даже самые популярные у россиян машины – и содержание любимой «ласточки» грозит вырасти в цене. Online47 узнал, какие марки и модели могут оказаться в очередном списке «люкса» и есть ли надежда остаться в стороне от «автопоборов».

Что такое «налог на роскошь»

Так называемый «налог на роскошь» – это повышающие коэффициенты на транспортный налог. Повышенный налог для владельцев премиальных автомобилей, стоящих больше трех миллионов, был введен в 2014 году. Тогда список, который ежегодно утверждает Минпромторг, вполне закономерно считался «налогом на роскошь»: в него вошла всего 191 модель люксовых авто.

Однако с годами ситуация менялась. В компанию к таким действительно дорогостоящим маркам, как Aston Martin, Audi, Ferrari, Rolls-Royce, BMW и Bentley, все чаще стали попадать представители масс-маркета. Сегодня в перечне Минпромторга можно встретить вполне народные Mazda, Honda, Nissan, KIA. В 2021 году в списке впервые «засветились» такие марки, как Skoda, Citroen, Peugeout.

Не пропустите

С каждым годом список Минпромторга все увеличивается, поскольку растут цены на автомобили. По разным оценкам, только за 2021 год новые машины подорожали на 11–20%, а с 2014 года средний ценник взлетел на 50–80%. Согласно данным маркетплейса «Банкавто», около 85% всех новых машин 2021 года обошлись своим владельцам в 2,5–3 млн рублей.

Как рассчитать повышенный налог

Для расчета налога применяется специальная формула: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, привязанную к мощности. Причем ставка устанавливается каждым регионом отдельно.

В Ленинградской области она составляет:

· 18 рублей – до 100 л.с.
· 35 рублей – от 100 до 150 л.с.
· 50 рублей – от 150 до 200 л.с.
· 75 рублей – от 200 до 250 л.с.
· 150 рублей – более 250 л.с.

Для роскошных машин, вошедших в особый список Минпромторга, в формулу добавляется еще один показатель – коэффициент стоимости автомобиля. Он зависит от цены машины и ее возраста, причем год покупки роли не играет.

Для наглядности рассчитаем «налог на роскошь» для базового Porsche 911 стоимостью от 9 млн и мощностью 385 л.с., выпущенного в 2021 году:

385 л.с. (мощность авто) * 150 рублей (налоговая ставка) * 2 (повышающий коэффициент) = 150 500 рублей (транспортный налог).

Впрочем, самостоятельно ничего считать не нужно – налог начисляется автоматически. Но можно подготовиться, произведя эти расчеты перед покупкой нового авто. Кажется, в обозримом будущем такая мера предосторожности понадобится не только любителям люксовых марок.

Кто в зоне риска

Сейчас в списке Минпромторга – 1387 позиций. В ближайшее время должен быть опубликован обновленный перечень на текущий год. Online47 посмотрел, какие «народные» модели уже в списке «роскошных», и попробовал предсказать, кто вот-вот пополнит перечень.

Так, в список попал Citroen Spacetourer Business Lounge XL. Оно и понятно – этот микроавтобус обойдется владельцу от 3,5 млн рублей. Однако на грани и Citroën C5 Aircross Live на дизеле – на официальном сайте дилера он уже стоит от 2 770 000 рублей. Радует, что хоть известному в народе Citroën C4 Sedan до попадания в перечень еще далеко – даже в максимальной комплектации он стоит менее 1,9 млн рублей.

citroen.ru

А вот вместительный японский кроссовер Honda Pilot в списке Минпромторга даже в базовой комплектации ценой от 3,8 млн рублей. При этом, например, в 2015 году автомобилю еще нужно было «расти» до класса «люкс», ведь даже топовая версия кроссовера предлагалась по цене 2,7 млн рублей. Вдобавок в этом году в список может попасть Honda CR-V V, ведь ценник на нее уже стартует с 3 068 900 рублей.

auto.honda.ru

Kia Stinger GT комплектации Luxe стоит всего на 9,9 тысяч больше ценового порога, но уже в списке Минпромторга. Подбираются к «роскоши» и топовые комплектации модели K5. Остальные столь популярные у россиян корейцы как минимум на миллион далеки от статуса «премиум».

kia.ru

Кстати, есть в перечне Минпромторга за прошлый год и некоторые странности. Так, в списке есть Toyota Fortuner 2.8 Elegance (от 3 792 000 рублей), но нет других комплектаций этой модели. И если стандартная комплектация внедорожника (от 3 077 000 рублей) еще не превышала ценовой ценз год назад, то более богатые комплектации – определенно да.

major-toyota.ru

Кроме того, в списке уже шесть версий Škoda Kodiaq. По цене же в список должны попасть и все модели Superb Combi, кроме самой базовой версии.

rolf-skoda.ru

Здесь важно отметить, что «налог на роскошь» насчитывается только в том случае, если конкретную модель указал Минпромторг. При этом министерство, утверждая перечень, опирается на рекомендованную розничную цену модификации. Так что даже если вы купили авто со скидкой от дилера, повышенного коэффициента не избежать.

Конечно, «налог на роскошь» пока не грозит владельцам самых популярных автомобилей в России. А ими, согласно исследованию агентства «Автостат», по итогам 2021 года, стали:

· Lada Granta,
· Lada Vesta,
· Kia Rio,
· Hyundai Creta,
· Hyundai Solaris.

Все эти автомобили стоят менее 2 млн рублей и по крайней мере в этом и следующем году в список Минпромторга не попадут. Как и, вероятно, чуть менее популярные, но входящие в ТОП-10 у россиян Volkswagen Polo, Lada Niva, Skoda Rapid, Renault Duster, Lada Largus.

Не пропустите

Из представителей отечественного автопрома под «налог на роскошь» вообще попадают только автомобили президентской марки Aurus. Но, кажется, их владельцев не остановят повышенные коэффициенты – седан этой марки обойдется в 24 млн рублей, а лимузин – в 106,9 млн. А даже самая дорогая модель Lada – Vesta SW Cross, Luxe EnjoY Pro / Prestige, как и версия «Люкс Премиум» УАЗ Патриот стоят в два раза меньше ценового порога.

auto.ironhorse.ru

Ждать ли изменений

В конце прошлого года в Минпромторге задумались о том, что ситуацию с «налогом на роскошь» пора менять. От ожидаемого предложения увеличить ценовой порог налога фокус быстро сместился к изменениям параметров начисления. Ведь можно, например, напрямую увязать налог с мощностью и годом выпуска транспортного средства.

Такая идея имеет свою логику. Однако важно предусмотреть некоторые нюансы. Как в беседе с Online47 отметила директор по коммуникациям АО АВТОDOM Анна Уткина, здесь нет «идеальных» показателей.

«Мощность автомобилей премиум-сегмента варьируется от ~150 до 600+ л.с. При этом совершенно не обязательно, что более мощный автомобиль будет стоить дороже. Например, среднеразмерный кроссовер премиум-сегмента может обладать силовой установкой на 340 л.с., а полноразмерный – мотором на 249 л.с. Стоимость последнего значительно выше, но налог на него будет меньше или вовсе не будет взыматься благодаря «доналоговой» мощности», – объяснила она.
Не пропустите

С другой стороны, такой подход, считает эксперт, будет мотивировать покупателей переходить на менее мощные и экономичные моторы с сохранением всех остальных атрибутов роскоши. Как вариант, мощность и возраст автомобилей можно поделить на несколько групп с разными коэффициентами.

Пересчет ценового ценза – тоже выход, но он может стать лишь временным решением. Автомобили продолжают дорожать, и при росте цен модели среднего сегмента снова подпадут под действие «налога на роскошь». Причем уже не в топовых комплектациях, а куда более доступных массовому покупателю.

«Поэтому в случае принятия такого подхода будет необходимо обновлять показатели ежегодно, чтобы законодательство отражало конъюнктуру рынка и соответствовало другим экономическим показателям страны», – подчеркнула спикер.

Эксперты маркетплейса «Банкавто» полагают, что логичнее было бы заменить существующее сейчас разделение по ценам системой разграничения марок и моделей по категориям. Например, в случае с поистине люксовым Bugatti назначить самый большой коэффициент, а при расчете налога для народного Hyundai применять только стандартные формулы. Это позволит «защитить» массовые марки.

Вместо вывода

Так или иначе, но вопрос определенно назрел. Автоэксперты отмечают, что именно владельцы автомобилей из массового сегмента уделяют много внимания стоимости владения машиной. Порой это даже может служить причиной выбора более доступного варианта. Но нынешними темпами и таких вариантов через пару лет уже может не остаться.

Еще большую роль повышенный налог играет в случае с автокредитованием. Количество автокредитов, выданных в России в 2021 году, стало одним из самых больших за все время – их было выдано более миллиона. И при оплате долга, который порой приводит заемщика на порог платежеспособности, сложно говорить о роскоши и люксе.

Татьяна Туктамышева

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KPvat
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области  
ИНН: 7842378830  
Erid: LjN8KFXYd