Снос памятников – преступление перед историей. Кажется, это должен понимать каждый здравомыслящий человек. Но в Европе продолжают сносить монументы времен Великой Отечественной войны.
Вот только августовские примеры. Под натиском вандалов пал памятник советским воинам, установленный в 1945 году в Мальборке. Незадолго до этого его исключили из реестра культурных ценностей Польши. Причём решение объяснили тем, что монумент, якобы, не имеет никакой исторической и художественной ценности…
Осквернён воинский мемориал в городе Вернойхен – ФРГ (страшные кадры попали на видео, размещены в интернете) и братская могила на кладбище Паулусе в эстонском городе Тарту – Эстония…
Мёртвые не могут ответить на клевету, искажение истории, уничтожение памятников, но не вправе молчать живые. Если, конечно, они не «Иваны, родства не помнящие».
Три вопроса
В Волховском районе 18 августа состоялось заседание комиссии по вопросам увековечивания памяти выдающихся личностей и знаменательных событий Волховского района. Его участники поддержали три разных проекта, что подтвердил в своём в Telegram-канале глава районной администрации Алексей Брицун.
«По итогам первой комиссии в этом году по вопросам увековечивания памяти выдающихся личностей и знаменательных событий, в ходе дискуссий и обсуждений с представителями исторического клуба, совета депутатов, военкомата и администраций района и поселений принят ряд решений рекомендательного характера, которые передадим в Совет депутатов для принятия окончательного решения», – написал он.
В общей сложности на комиссии рассматривалось три вопроса, связанных с увековечиванием памяти выдающихся личностей разных времён:
– установить памятный знак жертвам, погибшим на барже «Берлинка» в 1941 году;
– присвоить Волховской детской школе искусств имя академика живописи Василия Максимова;
– установить памятную доску на стене Волховского многопрофильного техникума в память о Георгии Астахине, погибшем при выполнении воинского долга в ходе спецоперации на Украине.
Все, память о ком предложено увековечить, из разных времён, жили и умирали по-разному. Но есть, как считают в волховской комиссии главное: стремление не забывать о прошлом.
Погиб в ходе спецоперации…
О гибели уроженца Волховского района Георгия Астахина, погибшего при выполнении воинского долга в ходе спецоперации на Украине, стало известно 13 июня 2022 года.
Слова соболезнования родным и близким выразил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко:
«Замечательный сын, отличный товарищ – Георгий Сергеевич Астахин оставил по себе добрую память. Глубоко скорблю вместе с его родными, товарищами по Волховскому политехническому техникуму, однополчанами...»
Памятная доска – не формальность. Даты на ней – до боли «свежие». Парень погиб не на «той войне», а только что – это наша с вами новейшая история. И если прежде, услышав словосочетание «памятная доска», мы думали об отдалённой от нас по времени реальности – длиной в века и десятилетия, то сейчас – вот она, пока не вполне осознанная.
Ребятам из техникума, где учился Георгий, предстоит это понять, по-новому прочесть давно написанные о прощании строчки и узнать больше о человеке, который ушёл воевать:
«На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Этот наш мальчик - уже в вечности. И навсегда в нашей в истории, до краёв наполненной как светлыми, так и трагическими событиями, помнить о которых мы обязаны. Помнить и передать эту память дальше.
Академик живописи
Художник передвижник, живописец-жанрист Василий Максимов, имя которого волховчане хотят присвоить Волховской школе искусств, появился на свет в январе 1844 года в деревне Лопино, неподалёку от Старой Ладоги. Учился в петербургских иконописных мастерских.
Полотна свои посвящал преимущественно колориту крестьянского быта. Самые известные его работы: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» – 1875 год и «Семейный раздел в крестьянском быту» – 1876 год, можно увидеть в столичной Третьяковской галерее.
Незадолго до смерти академик живописи поселился в имении Любша, недалеко от родного Лопино. Умер же в петербургской Александровской больнице и успел пожелать, чтобы его похоронили на малой родине…
Близкий семье художника человек – Алтаева-Ямщикова вспоминала:
«После отпевания в Академии художеств катафалк направился на Николаевский вокзал, и тело было отправлено по Северной дороге на родину, в Старую Ладогу. На станции Званка гроб вынесли и поставили на телегу; провожала останки художника только семья. Пришлось переезжать реку Волхов, но на лошадях сделать эту переправу было немыслимо; тонкий лёд не выдержал бы лошадей; здесь на помощь явился тот народ, которому покойный посвятил всю свою жизнь… На Васильевском погосте, находившемся в версте от Лопино, родной деревни Максимова, должна была начаться в это время праздничная обедня (21 ноября — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы). В этот день родной погост и принял его тело...»
Погибшим на барже «Берлинка»
На территории Сясьстройского городского поселения, между деревнями Судемье и Подрябинье, есть памятное место. Это деревянный крест, установленный в память о заключённых (подследственных из ленинградских тюрем, которых во время блокады из Ленинграда перевозили в Новосибирск), погибших во время этапирования на барже «Берлинка» осенью 1941 года.
В октябре сорок первого года у деревни Судемье, расположенной на левом берегу реки Сясь, эту баржу пришвартовали. На борту находились больше ста погибших и убитых.
Найденные в трюме баржи тела захоронили бойцы истребительного батальона Сясьского ЦБК. Ещё в советское время (конец восьмидесятых – начало неспокойных девяностых) река обнажила захоронения. Уцелевшие останки были перезахоронены, и на этом месте был установлен поклонный крест.
Есть две версии того, как это произошло. По одной – руководители ленинградского НКВД решили вывезти из города задержанных и заключённых, среди которых были и «политические». Около 2,5 тысячи человек погрузили в трюм баржи, которая способна была вместить до тысячи человек. Они долгове время оставались без еды и питья.
Баржу должны были тянуть буксиры. Когда судно находилось между деревнями Судемье и Подрябинье Волховского района, вспыхнул бунт, который жестоко подавили. Причём было применено оружие и погибли люди – почти 400 человек.
А по другой версии баржа «Берлинка» подверглась жесточайшей бомбёжке, поэтому – сотни погибших… Больше восьми десятилетий минуло со времени этой трагедии, и волховчане считают, что пришло время позаботится о памятном знаке, какая бы версия не оказалась правдивой.
В администрации Сясьстроя поясняют, что пока неизвестно, как будет выглядеть памятный знак.
«В ближайшее время будет разработан дизайн-макет, который в дальнейшем утвердят на уровне района. Финансовые затраты по установке памятного знака обязалась взять на себя администрация Волховского муниципального района», – сообщают.
А волховчане в соцсетях просят учесть их мнение:
«Обращаемся по поводу увековечивания памяти погибших на барже «Берлинка». Местные жители деревни Судемье имеют предложение по тому, как должен выглядеть памятник и есть люди, готовые его изготовить. Надеемся, уважаемая комиссия, что примите во внимание мнение людей, которые к данному захоронению имеют непосредственное отношение. Они регулярно следят за порядком, сажают деревья на захоронении и будут продолжать это делать, когда будет установлен памятный знак…»
Выяснилось, что часть сторонников установки памятного знака придерживаются первой версии, а часть – второй. Но все сходятся во мнении: об этой трагедии потомки должны помнить.
Память места
В какие бы времена не происходили и какими бы не были события события, память о которых наши современники стараются сохранить, это часть нашего общего прошлого, которое не должно быть забыто.
Есть такое понятие – «память места» (говорят, это опыт совместной истории людей). И для того, чтобы люди не страдали забывчивостью, в разных районах нашей страны напоминают о минувшем историки и краеведы.
Один из примеров: три года назад, благодаря подпорожскому писателю и краеведу Петру Васильеву, был найден, казалось бы, утерянный архив Свирского концентрационно-трудового лагеря для политзаключённых.
Открытие стало возможным благодаря настырности и честности тех, кто был уверен, что ужасы лагеря на Свири – не миф, а чистая правда.
Свирьлаг больше не лагерь-призрак, о чём свидетельствует установленный Петром и его единомышленниками Поклонный крест.
«Открывать новые страницы истории, ставить памятники, а не сносить их – дело цивилизованных людей, а не варваров, – уверен краевед, – Всякий раз, говоря о необходимости сохранять историю, вспоминаю завещание, датированное 1854 годом, смертельно раненного в Крыму нашего земляка. Он написал своим сыновьям, что краснеть за него не придется, и советовал жить так, чтобы не пришлось краснеть уже их детям… Так что памятные места – дело многих и многих поколений. Иначе можно переврать историю так, что камня на камне не останется».
Примерно о том же говорит эксперт Online47.
«Если честно, не только дети, но и мы часто даже не знаем, в честь кого установлена та или иная табличка стене дома в городе или небольшом населённом пункте, – признаёт учитель начальных классов одной из школ Приморского района Санкт-Петербурга Елена Сапожникова. – Нам самим ещё узнавать и узнавать, а потом о том, что узнали, рассказывать детям. Ведь важно не просто табличку повесить или к памятнику детей привести – куда важней знать, где и что происходило, о каком времени и человеке идёт речь».
Она считает, что на уроках истории надо с детьми (по крайней мере, со старшеклассниками) обсуждать то, как опасно искажение исторических фактов и чем страшен вандализм.
Однажды Генрих Гейне сказал: «Там, где сжигают книги, будут жечь людей». То же и с памятниками. Только одного не понимают вандалы: разрушением памятников не уничтожить историю - из нее ни одной страницы не выкинешь. А те, кто пытается это сделать, не понимают, что сами себя лишают будущего: и дерево без корней падает.
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин, Анастасия Илюшина/Online47