Самодеятельный театр из Подпорожья завоевал высшую награду международного дистанционного конкурса театрального искусства «PRO-ВЕЧАРЫНЫ» (Республика Беларусь) – Гран-при.
Спектакль о последних свидетелях
На конкурс Народный самодеятельный коллектив Театр Юного Зрителя "Подпорожского культурно-досугового комплекса" представил спектакль «Соло для детского голоса» (режиссёр – Людмила Круглова). В основе сценария – книга Светланы Алексиевич «Последние свидетели».
«Сколько горя человеческого, детского, за этими историями. Травмы, которые не сотрутся никогда. Это еще один ракурс войны, еще один взгляд на неё, – говорится в одной из лицензий. – Дети видят и воспринимают всё иначе, чем взрослые, для них страдания любого живого существа, хоть человека, хоть животного, равноценны. Сколько их, таких, детей войны? С покалеченной жизнью, навсегда изломанной судьбой. Артистам БРАВО!».
Работа подпорожских ТЮЗовцев стала «исповедью, которую невозможно прервать». Зрители признавались, что плакали, когда смотрели и слушали…
Книга недетских рассказов
«Последние свидетели» – книга белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года Светланы Алексиевич. Впервые она была издана в 1985 году с подзаголовком «Книга недетских рассказов». Затем подзаголовок изменили на «Соло для детского голоса». Это издание содержит воспоминания людей, которые во время Великой Отечественной войны были детьми. Среди лицензий часто встречается такое утверждение:
«Читать очень тяжело, но читать надо – обязательно…»
Вот хотя бы несколько цитат:
«Шли по деревне наши солдаты, а дети смотрели на них и кричали: «Папы идут! Папы...» Не солдаты, а папы…»
«Жили мы: мама, две сестрички, братик и курица. У нас одна курица осталась, она с нами в хате жила, с нами спала. С нами от бомб пряталась…»
«Соседи плачут, и мама плачет. Я же не понимал, что это такое — «пропал без вести». Я долго ждал папку. Всю мою жизнь…»
«Мы – последние свидетели. Наше время кончается. Мы должны говорить…»
Когда папы идут…
Содержание спектакля перекликается с воспоминаниями уроженцев Ленинградской области, переживших в годы войны ужас концлагерей. Их рассказы я записывала для книги «Крик из прошлого», вышедшей в свет небольшим тиражом в 2019 году. Всю жизнь в душах этих людей жили страшные воспоминания…
«Когда понял, что идти уже нет сил, прыгнул на подводу, а конвоир тут же сильно ударил меня в висок, и я упал в снег… Потом я чуть не потерял маму – замешкался в толпе и отстал, мы оказались по разные стороны реки Мга, но она меня отыскала… У мамы на руках умерла младшая сестра – тогда совсем маленькая, грудная. Столько лет прошло, а даже думать об этом тяжко…» (Николай Потехин, уроженец Шлиссельбурга).
И вот ещё…
«Видела, как живьем закапывали людей: сначала их заставляли рыть рвы, а потом расстреливали. Трупы сжигали на кострах, от которых пахло смертью. Слово страх – не отражает того, что чувствовали тогда. каждая минута могла стать последней…» (Антонина Прокофьева, посёлок Мга Кировского района).
Пожалуй, символично, что Гран-при в Белоруссии юные актёры из Ленинградской области завоевали незадолго до памятной даты – 8 сентября 1941 года, когда Ленинград оказался в кольце вражеской блокады… Да и в наше неспокойное время, когда «папы идут...»
Такие спектакли и книги сейчас особенно нужны нашим детям. Вот что надо смотреть, читать и обсуждать во время «Разговоров о важном». А ребята-актёры, признанные сегодня лауреатами международного конкурса, абсолютно точно уже получили прививку от нацизма. Не только на время репетиций и творческого диалога со зрителями – на всю жизнь.
Евгения Дылева
Фото: https://vk.com/album-15064160_279437069