То и дело в сфере российского образования предлагается что-то новое, но нередко оно оказывается «хорошо забытым старым». На этот раз речь идёт о пятилетнем разгоне перед «ровным полётом» единых для всей страны образовательных программ, или как это назвали в Минпросвещения, «золотом стандарте знаний». Известно ещё, что процесс будет запущен с начала следующего учебного года – 1 сентября 2023-го.
![](/media/photo/16/2022/11/48dda1b3fd.jpg)
Министерский подход
Обязательными станут единые стандарты преподавания русского языка, литературы, истории, обществознания, географии и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). А в начальной школе появится единая программа по русскому языку, чтению и окружающему миру. Не обойдутся учебные планы и без специальной программы воспитания.
Окончательно на единые стандарты обучения субъекты РФ должны будут перейти до 2028 года.
![](/media/photo/16/2022/11/364123b221.jpg)
На основании госзаказа Минпросвещения будут разрабатываться учебники с обязательным утверждением авторского коллектива их создателей.
Подробности единого подхода озвучил, отвечая на вопросы депутатов Госдумы в конце минувшей недели, глава министерства Сергей Кравцов.
Он заверил, что на время пятилетнего переходного периода останутся актуальными учебники, которые используются сегодня, но с течением времени они будут обновляться.
![](/media/photo/16/2022/11/1d551bdbff.jpg)
А смысл будущего приведения их к «единому знаменателю», помимо плюсов единства содержания, объяснил ощутимой экономией. Регионам не придётся тратить деньги на авторские права – они будут принадлежать РФ (министр уточнил, что пока на это в общей сложности уходит по 30 млрд рублей ежегодно).
В итоге, как нам обещают, по каждому предмету останутся в линейке два учебника: один – базовый, и ещё один – для углубленного изучения предмета. Исключение составят учебники для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – для них по-прежнему будет актуальна собственная линейка учебных изданий.
Во время встречи прозвучало предложение: с 7 класса сделать обязательным курс начальной военной подготовки. Это должно стать частью такой дисциплины, как «Основы безопасности и жизнедеятельности».
«Я уверен, что в течение переходного периода все образовательные учреждения будут приведены в соответствие с российскими стандартами», – подтвердил он.
Уровень преподавания в учебных заведениях не должен быть ниже планки установленных законом единых образовательных программ, а повышать эту планку, при наличии определённых благоприятных для детей условий, разрешается.
![](/media/photo/16/2022/11/0d361629fc.jpg)
При этом Сергей Кравцов пообещал, что отечественное образование никогда не отойдёт от основных принципов традиционной системы обучения, предполагающей полезный диалог между учителем и учеником. Говорили на встрече и о кадровых вопросах, напрямую связанных с поддержкой учителей.
К слову, когда власти Ленобласти в начале ноября заключали соглашение о новом сотрудничестве с Российской академией образования (РАО), её руководитель Ольга Васильева подтвердила, что у Ленобласти есть связанный с этим опыт. Вместе с тем, она обратила внимание и на помощь молодым, начинающим свою карьеру учителям, со стороны опытных педагогов-наставников.
![](/media/photo/16/2022/11/eeb88bcebf.jpg)
«В чем главная проблема молодого педагога? Не в том, что область не поможет с деньгами – поможет. И квартирами поможет, всем поможет, – сказала она. – Но он должен получить, придя в школу, помощь от старшего друга и наставника, на что ориентироваться, как делать первые шаги».
Особенно это актуально при меняющихся правилах, новых вводных, в которых не так уж просто разобраться даже самым опытным учителям.
Законодательный фундамент
Закон, в котором говорится о единых федеральных основных общеобразовательных программах, был принят Госдумой 14 сентября 2022 года, одобрен Советом Федерации 21-го, а президент РФ его подписал 24 сентября. В частности, речь идёт о корректировке двух законодательных актов: об образовании и об обязательных требованиях в РФ.
«Федеральным законом вводятся единые для РФ федеральные основные общеобразовательные программы, которые будут разрабатываться и утверждаться Минпросвещения России», – говорится в справке Государственно-правового управления, и разъясняется, что они «подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года».
![](/media/photo/16/2022/11/b8b720eb1f.jpg)
Что думают «мамонты» и юристы
По-разному относятся россияне к стандартизации программ гуманитарных предметов в образовании.
«Ключевые слова в данном случае – обязательные и единые. Причём, есть принципиальная разница в «рекомендовать» и «обязать», – напоминает педагог почти с полувековым стажем (на пенсии) Екатерина Воронцова. – Единство программ, а значит и требований к обязательному уровню знаний по ряду основных дисциплин, облегчит задачу учеников и учителей, обеспечит ровный «полёт». Это давно проверено такими «мамонтами», как я, ещё в прошлом веке. Не будет разнобоя в базовой подготовке по гуманитарным предметам и уменьшится число стрессовых ситуаций при переходе из школы в школу – ведь в силу разных обстоятельств «перемены места» случаются. А вообще-то, стандарты стандартами, но в конечном итоге всё зависит от учителя: как подаст материал, как будет держать дисциплину, насколько ему удастся наладить контакт с учеником. Так было не только в советское – во все времена».
При этом, по мнению эксперта, главное, чтобы в образовательных учреждениях верно поняли смысл единства программ.
![](/media/photo/16/2022/11/957773ff21.jpg)
«С одной стороны, чётко выверенные законодательные нормы помогают следовать единому ориентиру, но не исключают глубокого взгляда внутри процесса. А с другой – обычное дело: закон не учитывает всех нюансов, – отмечает юрист, член коллегии адвокатов Санкт-Петербурга Станислав Замятин. – Как любят говорить законодатели, нормы – рамочные. Поэтому предстоят многочисленные уточнения, поправки в разные законодательные акты и «примерка» единых программ – проверка на практике. К тому же важно, чтобы в школах не восприняли «обязательное», как окончательный и бесповоротный вариант обучения, исключающий какой-либо выбор и стремление к более высокой планке».
«Век живи – век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь», – убеждение тех, кто скрывался под «литературной маской» – Козьма Прутков. А Чернышевский всерьёз считал, что «без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны». Давайте ему поверим – и даже «золотой стандарт» будем считать за необходимый, но не ограничивающий стартовый минимум знаний.
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47