Работаем, исходя из здравого смысла: Сергей Бебенин о Заксобрании Ленобласти, ключевых законопроектах и общей копилке

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Online47 задал председателю областного парламента несколько вопросов под конец года

2022 год стал непростым для всех органов власти: и исполнительной, и законодательной. В кратчайшие сроки приходилось принимать важные решения, не забывая при этом о развитии своих территорий. В интервью журналистам, среди которых был и Online47, председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин рассказал о том, чем запомнится уходящий год, о знаковых законопроектах, помощи людям и депутатах-пиарщиках.

– Сергей Михайлович, каковы основные итоги этого календарного года?

– Главный итог: прогнозы по доходам бюджета, несмотря на все переживания комитета финансов, неплохие. По итогам этого года консолидированный бюджет будет порядка 222 миллиардов рублей, ожидали меньше, тем более в связи с тем, что возникли дополнительные расходы, связанные с подшефными территориями. Расходы составят около 247 миллиардов рублей. Это очень хорошие результаты.

Проект бюджета на следующий год, конечно, сверстан и принят с меньшими цифрами. Доходы составят порядка 171,1 млрд рублей, расходы – 182,7 млрд. Дефицит 11,7 млрд рублей, но у нас все время бывают опасения, сколько я работаю, не помню ни одного года, чтобы мы не перекрывали плановые показатели по результатам уже года финансового. Развитие экономики нам всегда давало определенные плюсы. И не все еще понятно с федеральными субсидиями.

– Не пострадает ли социальная сфера?

– Социальная политика – приоритет как для исполнительной, так и законодательной власти. Всего в ходе весенней сессии принят 101 закон – все они касаются социальных вопросов, помощи тем, кто в ней нуждается, поддержки бизнеса.

Мы действительно при рассмотрении бюджета на 50 миллиардов уменьшили плановые показатели, поэтому, конечно, не избежали сокращения областных программ. Но в основном это коснулось строительства будущих объектов. Жителей это в целом не затронет: социалка остается, мы ее не трогаем.

Наоборот, появились дополнительные инициативы, связанные с мобилизованными и военнослужащими гражданами и их семьями. Предусмотрены внеочередные места в детских садах и колледжах, лицеях, бесплатное питание для школьников, льготный проезд, скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг, курс оздоровительного отдыха для пожилых, содействие в трудоустройстве и многое другое.

Кроме того, в первом чтении принят законопроект о первоочередном выделении земли для строительства жилья на территориях муниципальных образований, обеспеченных инфраструктурой, для военнослужащих или членов семей в случае их гибели. В трех чтениях принят законопроект о создании специальных условий для профессионального обучения по программам подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, а также по программам переподготовки рабочих и служащих лиц, ставших инвалидами при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР, Украины.

На рассмотрении находится проект областного закона о внесении изменений в областной закон «О транспортном налоге», который предусматривает освобождение от уплаты транспортного налога граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ, лиц, проходящих службу по контракту, добровольцев, участвующих в проведении СВО, а также их супругов и несовершеннолетних детей, родителей или усыновителей.

Не пропустите

– Первый зампред правительства — председатель комитета финансов Роман Марков недавно заметил, что необходим пересмотр мер социальной поддержки, поскольку их число значительно превышает количество федеральных, и не все эффективны. Согласны ли вы с этим мнением и планируются ли какие-то изменения в Социальном кодексе?

– По данным Минтруда России, в нашей стране существует около 400 видов мер социальной поддержки. Эти меры с учетом региональных и муниципальных особенностей их предоставления и превращаются в примерно 30 тысяч вариаций. Таким образом, количество региональных мер социальной поддержки действительно выше федеральных.

Работа по анализу эффективности действующих мер социальной поддержки в регионе, оптимизации системы мер социальной поддержки, а также по формированию новых предложений с учетом реалий сегодняшнего дня ведется постоянно.

За продолжительное время работы самого «живого» закона Ленинградской области, «Социального кодекса», принято порядка 50 областных законов, которыми внесены поправки, позволяющие увеличивать адресную поддержку семей с детьми и детьми-инвалидами, ветеранам ВОВ, ветеранам труда, труженикам тыла и другим льготным категориям граждан. Также важно максимально упростить пользовательский путь к получению мер поддержки теми, кто в этом действительно нуждается.

Законодательные инициативы депутатов о внесении изменений в Социальный кодекс Ленинградской области не связаны с сокращением числа мер поддержки.

– Какие инициативы Законодательное собрание Ленинградской области готовит для вынесения на федеральный уровень?

– В 2022 году Законодательным собранием направлено 12 законодательных инициатив по внесению в Государственную Думу проектов федеральных законов и поправок к проектам федеральных законов. В настоящее время на стадии рассмотрения находится три социально значимых законодательных инициативы, касающихся совершенствования социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отправили на федеральный уровень законодательную инициативу, чтобы решить действительно острую проблему детей-сирот с ментальными нарушениями. Таким ребятам государство выделяет квартиры, а мебель и весь быт они должны организовать сами. Но в силу ограниченных возможностей здоровья и отсутствия опыта распоряжения денежными средствами, они это сделать не могут. Директор Мультицентра Ирина Дрозденко в ходе работы неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда выпускники ресурсных центров становятся жертвами мошенников, и обратила внимание депутатов Заксобрания на сложившуюся ситуацию.

Мы предлагаем закрепить на федеральном уровне институт имущественного капитала, целевым назначением которого будет приобретение товаров и услуг для благоустройства жилья детей-сирот.

Также мы внесли предложения, которые вошли в проект решения Совета законодателей, прошедшего по вопросу работы регионов в новых условиях и поддержке бизнеса. Это дополнительная помощь микро, малому и среднему бизнесу в части уменьшения налогов, изменения критериев отнесения к категориям, имеющим право на льготы. Часть инициатив касалась содействия развитию массового туризма.

– В Мурманске состоялось заседание Президиума и конференция ПАСЗР, на которой коллеги поддержали ряд законодательных инициатив областного парламента. Расскажите о них подробнее?

– Парламентарии поддержали инициативу законодателей Ленинградской области направить обращение Парламентской Ассоциации Северо-Запада России к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу об установлении мер, направленных на устранение случаев мошенничества при предоставлении физическим лицам микрозаймов без их личного присутствия.

Мы выявили несколько системных проблем. Сегодняшние условия позволяют манипулировать, потому что не нужно личное присутствие, нужна заявка и копия паспорта. Этим пользуются мошенники. Мы считаем, что будет правильно, если будут внесены изменения в законодательство, и выдача кредитов будет происходить при личном присутствии людей.

Еще одна инициатива областного парламента – обращение к премьер-министру Михаилу Мишустину по вопросу включения Ленобласти в число регионов, где проводится эксперимент по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». С учетом активного агломерационного процесса, охватывающего Санкт-Петербург и Ленинградскую область, эффективное совместное развитие двух регионов требует синхронизации налогового законодательства. Единообразие применяемых налоговых режимов позволит обеспечить единство проводимой регионами налоговой политики и будет способствовать экономической интеграции двух субъектов.

Также мы вернулись к вопросу об особом режиме использования прибрежных территорий Ладожского и Онежского озер, который не позволит загрязнять их воды. Мы сформулировали и представили свои предложения, которые в том числе поднимались в рамках Дней Ленинградской области в Совете Федерации.

Не пропустите

– Вы уже сказали про поддержку мобилизованных граждан и их семей. А как изменилась работа самого Законодательного собрания Ленобласти с началом СВО?

– У нас были свои вопросы, связанные с отсутствием брони на региональный парламент. Это действительно проблема, ведь без законодательных документов, нормативных актов не может существовать исполнительная власть. А если под мобилизацию попала бы, допустим, треть депутатов, мы бы не смогли принимать легитимные решения, и работа парламента была бы заблокирована. Некоторые, конечно, за себя переживали, но это отдельная тема. Этот вопрос мы решили.

При этом практически все депутаты перечисляют средства в наш фонд для помощи мобилизованным, некоторые занимаются помощью персонально. Например, руководитель исполкома уже трижды был на Донбассе, а мой зам Татьяна Тюрина в мае взяла отпуск и целый месяц работала там врачом. Второй зам – Саяд Алиев – уже четвертый раз едет в командировку на нашу подшефную территорию и за свой счет решает там многие проблемы.

Ритм и порядок работы ЗакСа не изменился, приспособились. Даже проводили несколько внеочередных законодательных собраний, потому что появлялась необходимость решать срочные вопросы, с теми же выплатами мобилизованным и оказанием помощи их семьям. И депутаты, несмотря на разные позиции в целом, по этой теме всегда были единодушны.

– Сергей Михайлович, Online47 всегда внимательно отслеживает заседания областного парламента. И честно говоря, иногда прямо оторопь берет, когда слово берут некоторые молодые депутаты: очень много напора и популистских фраз – и крайне мало понимания предмета. Уж очень на современных западных политиков похоже. Как вы к этому относитесь? Вам не тревожно за будущие ряды ленинградских законодателей?

– Я с 2007 года работаю и могу сказать, что в каждом созыве были или сознательные шоумены, или неосознанно поступающие так. Такие люди хотят использовать трибуну ЗакСа для пиара, для себя лично. А есть ли в речах здравый смысл – неважно. Но мы уже привыкли, что такие всегда бывают, и абсолютное большинство депутатов быстро разбирается, кто чего стоит, и воспринимает подобные заявления не как какие-то предложения, которые нужно реализовывать, а просто как болтовню в целях самопиара.

Тем более что постепенно все равно происходит осознание, что для того, чтобы пойти на следующий срок, нужно максимально работать на территориях и исходить из реалий. Есть возможности бюджета – в этих рамках и нужно все делать.

Так что я спокойно отношусь ко всему этому. Все равно у нас 99% депутатов, которые работают, исходя из здравого смысла. Это нормальный ЗакС. Работаем комфортно, никаких проблем.

– При ЗакСе существует Совет представительных органов муниципальных образований. Для чего он создан, какие проблемы решает?

– В Российской Федерации самая большая проблема – это муниципальные структуры власти. В советское время была разумная система, когда ради демократии не создавали дополнительные структуры. В районе был совет депутатов, который принимал решение для всей территории, не было сельских и поселковых советов в том виде, в каком они существуют сегодня. Районный бюджет формировался на уровне района и потом распределялся в виде сметы расходов на каждое муниципальное образование.

Есть некоторые муниципальные образования, налоговая база которых не позволяет полностью выполнять свои полномочия. И в связи с этим возникают проблемы: люди же видят бесполезность этого всего. В малых поселениях эффективна система общественных советов. Надо какую-то проблему решить – собрали народ, проголосовали. Надо все время смотреть за тем, как демократию реализовывать без показухи и популизма.

Во всем, что связано с муниципальными образованиями, должен присутствовать здравый смысл. Надо понимать, что они могут, что не могут, как обеспечивать их полномочия. Люди в большинстве случаев должны идти к местной власти. Не должен же губернатор помойками заниматься. Поэтому при ЗакСе и правительстве региона есть муниципальные школы, где мы выясняем болевые точки, обсуждаем, как научить муниципальные образования самим зарабатывать, дать удочку, а не рыбу.

Не пропустите

– Каковы ваши творческие планы на следующий год?

– У нас творческие планы достаточно жестко регламентированы. Главное, что мы можем сделать вместе с правительством – это добиться того, чтобы наша доходная база все время росла, чтобы как можно больше людей получали возможность зарабатывать. Для этого им надо помогать: льготными кредитами, грантами, другими мерами поддержки. Главная задача, мне кажется, любой власти – максимально помочь. Все равно все пойдет в общую копилку.

Беседовала Татьяна Туктамышева

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid:LjN8KKSYZ
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid:LjN8KCiuw