Мы должны об этом помнить: какие чувства и мысли вызвала реконструкция Нюрнбергского процесса в стенах правительства Ленобласти

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Исторические эпизоды затронули души чиновников и не только

Сегодня, 2 февраля, в Доме правительства Ленинградской области было удивительно тихо. Многие сотрудники органов исполнительной власти региона собрались в большом зале, на час ставшим «залом 600 Дворца правосудия», чтобы стать слушателями Нюрнбергского процесса.

Online47 тоже побывал на спектакле-реконструкции эпизодов главного суда над нацистскими преступниками и заметил кое-что новое на лицах областных чиновников.

Не актеры, но – патриоты

Спектакль-реконструкция эпизодов Нюрнбергского процесса был создан по инициативе прокурора Ленинградской области Сергея Жуковского совместно с Санкт-Петербургским юридическим институтом (филиалом) Университета прокуратуры РФ.

Проект был реализован в рамках реализации всероссийской акции «Без срока давности» и мероприятий по государственно-патриотическому воспитанию в системе прокуратуры РФ.

Впрочем, за этими сложными формулировками – вполне себе обычные студенты юридического факультета, парни и девушки, для которых история Великой Отечественной войны, история невероятного горя и не менее невероятных побед – не то, от чего можно отмахнуться.

Эти ребята – вовсе не артисты. Но отсутствие актерских навыков не остановили их в желании внести свой вклад в сохранение правды о тех страшных годах.

Не пропустите

Как рассказала Online47 студентка 2 курса магистратуры СПбЮИ (ф) УП РФ, главный режиссер постановки Наталья Перевезенцева, подготовка спектакля началась еще в прошлом октябре и заняла три месяца. Впервые историческая реконструкция была показана 26 января в стенах института. В Доме правительства Ленинградской области – лишь второй показ.

«У нас на базе института создана театральная студия, но все наши участники – это студенты юридического факультета, ни у кого из них нет актерского образования. То есть мы это готовим на месте, можно сказать, лепим, конструируем все с нуля, – призналась она. – Ребята даже порой теряются, но мы их готовим. Главное, что они уже на отбор приходили с горящими глазами и большим объемом знаний».

Участники постановки оказались настолько проникнуты темой, что подмечали даже совсем не очевидные детали. И уж тем более проверяли на достоверность все факты: анализировали стенограммы самого процесса, смотрели видеозаписи, использовали моменты из мемуаров участников тех событий.

Международный военный трибунал проводил Нюрнбергский процесс над нацистами и их пособниками почти год – с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года. Спектакль-реконструкция шел всего час.

Однако и за это время увидеть удалось многое: и поразительную беспринципность главных военных нацистских преступников, так и не признавших свою вину, и беспомощность их защитников, лишь подтверждавших злодейства, и боль, страдания тех, кому удалось, вопреки всему, выжить в концлагерях.

Не пропустите

Особое значение

Выступая после спектакля, заместитель председателя правительства Ленобласти по социальным вопросам Николай Емельянов обоснованно резюмировал: эта реконструкция всех, кто присутствовал в зале, тронула за душу.

«Нюрнбергский процесс – главный процесс над нацизмом, который спровоцировал и Вторую мировую войну, и Великую Отечественную войну в прошлом столетии. Три фронта: Ленинградский, Волховский, Карельский, более 1140 дней шли бои на территории нашей родной Ленинградской области, почти 900 дней длилась блокада Ленинграда», – напомнил он страшные цифры.

Николай Емельянов также поблагодарил прокуратуру Ленинградской области и областной суд, которые в прошлом году вернулись к истории и признали геноцид жителей Ленинградской области на оккупированных нацистами территориях, где были и концентрационные лагеря, в том числе детские. Аналогично в Санкт-Петербурге был признан геноцид жителей блокадного Ленинграда.

На фоне этих событий и памятных дат – все мы только отметили 80 лет со дня прорыва и 79-летие полного снятия блокады Ленинграда – подобные мероприятия обретают особое значение. И, безусловно, хочется, чтобы их было как можно больше.

По крайней мере, этот спектакль-реконструкцию покажут еще не раз. По словам Натальи Перевезенцевой, уже в ближайшее время коллектив выступит перед сотрудниками аппарата прокуратуры Ленобласти, аппарата прокуратуры Петербурга, работниками Следственного комитета. Запланированы и другие выступления. Надеемся, что исторические эпизоды однажды покажут и в учебных заведениях 47 региона.

Послесловие

Финальной точкой спектакля, состоящего из нарезок допросов, мультимедийных справок и оглашения приговора, стало насквозь пронизанное болью стихотворение Мусы Джалиля «Варварство». Его исполнила та же студентка, что чуть раньше выступила в роли француженки Мари Клод Вайян-Кутюрье – бывшей узницы Освенцима и Равенсбрюка, чей рассказ в Нюрнберге стал самым подробным свидетельством фашистских зверств.

После завершающих строчек произведения («Тех варваров, тех дикарей, что кровь детей глотают жадно, кровь наших матерей…») в зале, полном людей, повисла тишина. В глазах многих женщин блестели слезы, мужчины подносили кулаки к сжатым губам.

И лишь спустя эти секунды оцепенения начали раздаваться одинокие хлопки, переросшие в аплодисменты.

Аплодировал весь зал. Аплодировал стоя. И, вероятно, каждый в этот момент думал о том, что так точно сформулировал в своей речи Николай Емельянов:

«У нас история очень часто повторяется. И мы должны об этом помнить. Потому что живых свидетелей тех дней остается все меньше и меньше. Сегодня в рамках специальной военной операции, которая идет уже почти год, мы воюем с нацистами, с теми же нацистами, только немножко другими. Спустя 80 лет. И молодые поколения должны помнить, и мы должны извлекать уроки из нашей истории. Мы должны знать и сохранить историю и не дать ее переписать. Хотя бы для тех, кто нас понимает, кто нас слышит и кто с нами идет в ногу».

Алиса Рихтер

Фото: Валентин Илюшин/Online47