Перспективы не очевидны, но шанс есть: станут ли иранские автомобили заменой «европейцам»

Фото: SAIPA

Эксперты приводят целый перечень условий, при которых иранские бренды будут интересны автолюбителям России

В начале этой недели стало известно о том, что на российский авторынок готовится выйти производитель автомобилей из Ирана SAIPA. Несколько недель назад о таких же планах заявила и другая иранская компания – Iran Khodro. Online47 спросил экспертов отрасли, чем вызван интерес этих автопроизводителей к России – и будет ли он взаимным.

Новые авто для россиян

О том, что машины марки Saipa вот-вот появятся на российском и белорусском рынках, в понедельник сообщил автомобильный портал av.by. Он уточнил, что в конце января автопроизводитель – второй по величине в Иране – заключил дистрибуторский контракт с компанией «Лаки Кэренси», уже начал сертификацию автомобилей и через три месяца готов поставить первые авто в союзные государства.

Уже известно, что дебютными станут сразу три модели – хетчбэк Quik и седаны Saina и Shahin. Quik считается аналогом Lada Granta, а самой современной будет Shanin, в основе которой – платформа Toyota B.

Не пропустите

Любопытно, что Saipa – не первый иранский бренд автомобилей, который планирует зайти на российский рынок. Три недели назад о намерении наладить проставки машин в Россию заявил Iran Khodro. Уже в этом году компания планирует экспортировать в РФ порядка двух тысяч автомобилей.

Взаимовыгодное сотрудничество

По словам автоэкспертов, такой интерес иранских автопроизводителей к российскому рынку совсем не случаен. Иран находится под санкциями, что почти лишает его рынка сбыта. Россия же сейчас испытывает дефицит новых авто.

«Потенциальная мощность иранских автозаводов – свыше 1 млн автомобилей в год. Это говорит о том, что они могут занять освободившуюся нишу ушедших европейских производителей – Kia, Huyndai, VW, Skoda, – считает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. – При этом рынков сбыта у Ирана практически нет из-за санкций. Именно поэтому партнерство с российскими дилерами выгодно как для иранских автоконцернов, так и для автосалонов России, где сейчас сохраняется дефицит новых авто».

В ГК АвтоСпецЦентр также добавляют, что в последнее время иранские автопроизводители расширяют свое присутствие в Евразии, поставляя новые автомобили в Беларусь, Азербайджан, Грузию, в страны Африки и Азии, в том числе в Казахстан и Туркмению. Также Иран, находящийся в условиях экономических ограничений, ищет пути сближения и с Россией.

Интерес – взаимный?

Алексей Тузов обращает внимание на то, что модельный ряд автомобилей из Ирана базируется на французских технологиях. Например, седан SAIPA P90 – практически копия Renault Logan первого поколения, а Shahin собран на платформе Toyota B, которая использовалась при создании хэтчбека Toyota Yaris.

«Присутствие иранских брендов на российском рынке позволит расширить ассортимент седанов и составит конкуренцию некоторым моделям АвтоВАЗа. Однако это произойдет только в том случае, если стоимость иранских автомобилей будет ниже или равна цене на отечественные авто», – заключает он.

На ценовой фактор указывают и в ГК АвтоСпецЦентр, чьи специалисты предполагают: если цена иранских автомобилей будет привлекательней, чем у конкурентов, седаны массового сегмента могут занять свою нишу на российском рынке, особенно как авто для корпоративных парков.

«Однако для этого нужна локализация производства или сборки комплектующих – производственные площади в России это позволяют, – конкретизируют там. – При выходе на рынок РФ производители из Ирана должны учитывать и процесс сервиса автомобиля. Клиентам важно обладать информацией о гарантийном обслуживании авто, страховании и кредитных программах».
Не пропустите

В целом в компании полагают, что перспективы иранских автомобилей на российском рынке пока не очевидны – иранские автомобили нужно внимательно тестировать. Но недооценивать заинтересованность нельзя: так, учитывая особенности российского климата, иранские автозаводы расширяют перечень допоборудования для тех моделей, которые планируют поставлять в Россию, в том числе предусматривают подогрев передних и задних сидений.

Вдобавок, как напоминает Алексей Тузов, иранские авто уже поставлялись на российский рынок в 2006–2008 годах, в связи с чем проблем с их ремонтом и обслуживанием не возникнет. Как и с поставками комплектующих и расходников. А это в текущих условиях – весомое преимущество.

Татьяна Туктамышева

Фото: SAIPA