В понедельник, 16 мая, стало известно о переходе российских активов Renault в государственную собственность. Главным собственником станет город Москва, а на заводе «Рено» начнут выпускать… «Москвичи». Online47 узнал, какой может быть возрожденная легенда отечественного автопрома и придется ли россиянам «по вкусу» электромобиль «Москвич».
Возвращение к истокам
Московский завод «Рено» едва не остался без будущего – иностранный собственник принял решение закрыть его. Однако, как в своем обращении накануне подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин, нельзя допустить, чтобы многотысячный трудовой коллектив предприятия остался без работы.
«Поэтому я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич»», — сообщил глава столицы.
Уже известно, что выпуск наладят в партнерстве с ПАО «КамАЗ». На первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе на заводе планируется производить и электромобили. Кроме того, предприятие будет выпускать автомобили для такси и каршеринга Москвы.
Любопытно, что легендарные «Москвичи» на протяжении десятилетий выпускались именно на этом заводе. Теперь все вернется на круги своя – по данным Минпромторга России, производство автомобилей может начаться уже в этом году.
Каким будет возрожденный «Москвич»
Как признался в беседе с Online47 исполнительный директор Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» Игорь Муравьев, лично для него бренд «Москвича» в советское время не ассоциировался с чем-то передовым и качественным.
«Первой моей машиной была «девятка». И хотя «Москвич-2141» в те времена стоил больше, все поменялось очень быстро – и на вторичном рынке «девятка» оценивалась раза в полтора дороже «Москвича», который внешне казался больше, вместительнее, но как транспортное средство проигрывал ВАЗу, – пояснил он. – Да и внешне автомобили московского бренда не вызывали пиетета в отличие от тех же моделей АВТОВАЗа».
При этом, добавил собеседник издания, вполне понятно желание руководства Москвы сделать хороший, крепкий автомобиль со знакомым названием. Ведь бренд для москвичей все же озарен некой доброй ностальгией.
Впрочем, как заметил Online47 автоэксперт Виталий Архиреев, мы все равно не увидим «Москвича» в классическом понимании. Новая модель – или модели – будет не тем автомобилем, который живет в памяти людей.
«Я предполагаю, что это скорее всего будут автомобили – и случится это нескоро, как все новое – какого-нибудь другого бренда, на которых появится надпись «Москвич», и не более того, – считает эксперт. – Я бы сказал, это будет точно не китайский бренд, вероятно, даже и не российская разработка. Я не думаю, что сейчас весь автопром и правительство Москвы в частности вложатся в создание какого-то совершенно нового технологичного продукта. Не то время. Скорее всего это будет контрактная сборка какого-нибудь известного автомобильного бренда, не исключаю, что это тот же «Рено» и будет через какое-то время».
Такая практика не нова, уточняет Виталий Архиреев. Почти все автоконцерны мира выпускают на иностранных рынках автомобили под другими брендами. Кстати, несколько лет назад компания «Рено» выкупила право на использование товарного знака «Москвич». Правда, никто не говорил, что с ним собирались делать.
При этом автоэксперт уверен, что возрожденный «Москвич» будет востребован у российских автолюбителей.
«Мы все-таки любим свою страну и любим свой продукт, как ни крути. Как бы мы ни ругали себя самих, мы все патриоты, – убежден он. – Да и бренд «Москвич» скорее всего будет все-таки бюджетным, то есть ориентированным на широкую публику, на людей, которые готовы покупать автомобили за невысокую или среднюю цену».
Нужен ли стране «электроМосквич»
Идея выпуска не только обычных легковушек, но и электромобиля «Москвич» многим показалась слегка самонадеянной. Отечественный автопром не спешит радовать такими новинками – выпуск первого российского электрокара Zetta откладывается уже несколько лет.
Однако само по себе предложение, считают эксперты, будет интересно автомобилистам – и «электроМосквичи» наверняка найдут своего покупателя, особенно в больших городах.
«В Москве, учитывая, что у них большая стоимость парковки, а для электромобилей она нулевая, по крайней мере на сегодняшний день, электромобили экономически себя очень окупают. Если будет соответствующее качество и цена, то почему нет, – полагает Игорь Муравьев. – С учетом наших огромных территорий в целом по стране перспектива электротранспорта, электромобилей в рамках ближайший перспективы сомнительна, но для крупных городов, для агломераций, и при наличии определенных преференций для владельцев этих электромобилей, конечно, ниша есть».
Автоэксперт Виталий Архиреев тоже поддерживает инициативу, отмечая, что электрокары вполне реальны для отечественного автопрома. По его словам, технологии даже перевода автомобилей с двигателей внутреннего сгорания на электротягу уже не из разряда фантастики. Все в свободном доступе – и технологиями наш автопром владеет в полной мере. И «электроМосквич», как и обычная версия, тоже будет востребован, поскольку тренд на электромобили в России растет.
Татьяна Туктамышева
Фото: pixabay.com