Очередное – вернее, внеочередное – заседание Заксобрания Ленинградской области вновь, как и на прошлой неделе, оказалось жарким. Основные споры вызвало обсуждение шести законопроектов, связанных с избирательной системой региона. Правда, на деле оказалось, что спорить было не о чем – просто ряд депутатов забыли о своем законном праве голосовать или не голосовать за внесенные законопроекты. Online47 вслушался в эмоции и здравый смысл.
Дополнительные возможности для жителей
Избирательная комиссия Ленинградской области совместно с рядом депутатов областного парламента выступили инициаторами шести законопроектов. Выступили не просто так: изменения в законы необходимы для приведения их в соответствие с федеральным законодательством – в частности, с ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Предлагаемые корректировки коснулись законов о системе избирательных комиссий и избирательных участках, о референдуме и местном референдуме, о выборах губернатора, депутатов Заксобрания Ленобласти и муниципальных выборов. Изменений в законопроектах немало, но «зацепились», конечно, за самое яркое – дистанционное электронное голосование.
Правда, обсуждали не то чтобы его. Депутатов нескольких фракций очень интересовало, могут ли они не голосовать за законопроект. Раз за разом звучал один и тот же вопрос:
«Федеральный закон обязал регионы внести изменения или предусмотрел возможность? Если предусмотрел возможность, значит, мы можем это не принимать».
И раз за разом терпеливый председатель Избирательной комиссии Ленинградской области Михаил Лебединский соглашался: конечно, можете не принимать. В конце концов, проголосовать «за», проголосовать «против» или вовсе не нажать на кнопку – законное право каждого депутата.
«67-ФЗ предусмотрел эту правовую возможность на территории РФ. Так же что касаемо электронных списков избирателей и применения системы ГАС «Выборы». Это все предусмотрено сейчас федеральным законом и создает дополнительные возможности для избирателей реализовать свое право, в данном случае право на референдум, – растолковывал глава Леноблизбиркома один из законопроектов. – И, соответственно, все правовые нормы, которые предусмотрены ФЗ, мы предлагаем для рассмотрения на региональном уровне. Я считаю, что мы, как инициаторы, и вы, как законодательный орган, с учетом того, что у нас применяется многодневное голосование, в том числе трехдневное голосование для выборов, должны применять одни правила для всех наших граждан по аналогичным правовым основаниям».
Михаил Лебединский добавил: действительно, дистанционное электронное голосование – или ДЭГ – непростая история. Однако Ленобласть в свое время была одним из разработчиков еще предверсий ДЭГ. И сегодня такой формат голосования одобрен на федеральном уровне и действует в ряде регионов РФ.
«Мы регион все-таки не самый отсталый, я бы даже сказал – мы один из самых информационно-интернетно обеспеченных этим самым интернетом регион. У нас большое число подключённых жителей Ленинградской области к порталу Госуслуг, имеющих цифровую подтверждённую подпись. Они пользуются государственными и муниципальными услугами, – отметил председатель Избирательной комиссии региона. – На сегодняшний момент нас не обязывают именно сегодня, например, в этом году применять дистанционное электронное голосование. Но рано или поздно это произойдёт, ФЗ уже предусмотрел норму».
Михаил Лебединский подчеркнул: с принятием этих законодательных изменений жители Ленобласти получат дополнительные возможности. В частности те, кто сегодня исполняет свой воинский, гражданский и иной долг, например, на новых территориях. Они не могут приехать в родной регион и проголосовать, но конституционного права голосования не лишены, в том числе по вопросам, которые рассматриваются на региональных и местных референдумах.
В результате предложенные законопроекты были приняты сразу в первом и третьем чтениях большинством голосов – за каждый из них высказалось не менее 30 депутатов.
Актуальный комментарий
«Федеральные законодатели приняли этот закон и предоставили право региональным парламентам внести уточнения в выборное законодательство в соответствии с новыми нормами. Мы выступаем за то, чтобы внести изменения, в том числе и по электронному голосованию, – отмечал в беседе с Online47 спикер областного парламента Сергей Бебенин. – Если это кому-то не нравится – это не значит, что мы кому-то ставим подножку. Дистанционное голосование расширяет возможности для жителей проголосовать в удобное для себя время в удобном формате. Не согласны – хорошо, работайте дальше, чтобы привлечь на свою сторону больше сторонников. Но не нужно ограничивать права тех граждан, кто хочет проголосовать дистанционно. Это дополнительный вид голосования, он никак не заменяет собой возможность прийти на участок и выразить свое мнение».
Интригующее резюме
Рассмотрение этих шести вопросов – которые перед вынесением на заседание Заксобрания неоднократно обсуждались на профильных комиссиях – растянулось на час. Целый час несколько депутатов отвлекали внимание и коллег, и журналистов, и жителей от других, не менее значимых вопросов повестки дня переливанием из пустого в порожнее.
Как верно, как нам кажется, заметил депутат Станислав Еремеев, кое-кто решил превратить серьезное, между прочим, мероприятие – заседание ЗАКСа – в политический клуб.
«Давайте все-таки концентрировать внимание Законодательного собрания на тех вопросах, которые сегодня в повестке, а не превращать это в политические дебаты», – высказался он.
А глава Леноблизбиркома в завершение дискуссии предложил провести на площадке Избирательной комиссии отдельно для заинтересованных депутатов обучающий семинар, совещание или встречу для разбора всех тонких вопросов.
«На комиссии тоже спрашивали: «мы не понимаем, что такое блокчейн». Но мы не понимаем иногда, как летит самолет, но вы покупаете билет, садитесь в самолет и летите. И точно так же с ДЭГом, – сравнил он. – Это федеральная программа, которая работает. И если у нее есть какие-то нюансы, неточности, это обсуждение и рассмотрение даже не на нашем уровне, а изменение федерального закона. ЦИК очень внимательно слушает все парламентские и непарламентские партии, Общественную палату. Поэтому, если есть конкретные предложения, мы готовы их рассмотреть».
А нам теперь безумно интересно, придет ли хоть один из громкоголосых депутатов, затянувших сегодняшнее заседание, на такую встречу и внесет ли свои предложения по изменению федерального законодательства.
Для справки: какие инициативы были предложены и что они включают:
· Проект областного закона «О внесении изменений в областной закон «О системе избирательных комиссий и избирательных участках в Ленинградской области»
Упразднения института избирательных комиссий муниципальных образований; исключение положений, связанных с отзывом Губернатора Ленинградской области; закрепление нормы, согласно которой регулирование порядка проведения первого заседания Избиркома Ленинградской области и территориальных избирательных комиссий будет осуществляться в соответствии с регламентом избирательной комиссии; упразднение института членов комиссий с правом совещательного голоса (остаются только в ЦИК РФ и Избиркоме субъекта РФ); увеличение количества назначаемых в участковые, территориальные и окружные избирательные комиссии наблюдателей (с двух до трех); уточнение порядка опубликования сведений о новом составе Избирательной комиссии Ленинградской области.
· Проект областного закона «О внесении изменений в областной закон «О референдуме в Ленинградской области»
Расширение перечня лиц, имеющих право голосовать на референдуме (в указанный перечень включаются граждане РФ, достигшие на день голосования возраста 18 лет, не имеющие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированные по месту пребывания на территории Ленинградской области не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи ими заявлений о включении в список участников референдума по месту нахождения (при использовании механизма «Мобильный избиратель») для голосования в пределах Ленинградской области, где они зарегистрированы по месту пребывания); закрепление возможности составления и ведения списка участников референдума в электронном виде, а также использования электронной графической подписи участника референдума; возможность применения дистанционного электронного голосования; уточнение порядка реализации активного избирательного права гражданами, работающими вахтовым методом и не имевшими возможности подать заявление о включении в список участников референдума по месту нахождения; исключение положений о члене избирательной комиссии (ниже регионального уровня) с правом совещательного голоса; уточнение порядка проведения агитации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях.
· Проект областного закона «О внесении изменений в областной закон «О местном референдуме в Ленинградской области»
Упразднение института избирательных комиссий муниципальных образований; закрепление полномочий территориальной избирательной комиссии как избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение местного референдума; составление и ведение списка участников местного референдума в электронном виде, а также использование электронной графической подписи избирателя; дополнение списка участников местного референдума, которые могут быть включены в список по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию местного референдума, гражданами, работающими вахтовым методом; уточнение требований к заполнению подписного листа; ограничение количества подписных листов; дополнение перечня уважительных причин, в соответствии с которыми участники местного референдума не могут прибыть в помещение для голосования, уходом за лицами, в этом нуждающимися, иными уважительные причинам; применение дистанционного электронного голосования; упразднение института членов комиссий (ниже регионального уровня) с правом совещательного голоса; возможность голосования в течение нескольких дней (не более 3-х).
· Проект областного закона «О внесении изменений в областной закон «О выборах Губернатора Ленинградской области»
Требования к кандидату на должность Губернатора Ленинградской области; отнесение к гражданам, обладающих активным избирательным правом, граждан, не имеющих регистрации по месту жительства на территории региона и зарегистрированных по месту пребывания не менее чем за 3 месяца до дня голосования, в случае подачи ими заявления о включении в список избирателей; включение в список избирателей граждан, работающих вахтовым методом (при наличии на выборах механизма «Мобильный избиратель»); требование к составу сведений, предоставляемых кандидатом, а также с учетом особенностей, установленных для кандидатов – иностранных агентов или кандидатов, аффилированных с иностранным агентом; условия проведения предвыборной агитации; отнесение к числу уважительных причин невозможности прибыть в помещение для голосования, ухода за лицами, нуждающимися в таком уходе, и иными уважительными причинами.
· Проект областного закона «О внесении изменений в областной закон «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области»
Требования к кандидату в депутаты ЗАКС ЛО, в том числе в отношении кандидата, являющегося иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом; введение ограничений пассивного избирательного права для лиц, осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности, судимость которых снята или погашена, уточнения и дополнения требований к составу обязательных сведений; обязательность включения сведений о том, что кандидат является иностранным агентом или кандидатом, аффилированным с иностранным агентом лицом, в заявление, подписной лист, агитационные материалы и избирательный бюллетень; установление запрета на внесение пожертвования в избирательные фонды кандидатов, политических партий (ее регионального отделения) для всех юридических и физических лиц, являющихся иностранными агентами, а также российских юридических лиц, учрежденных иностранными агентами; исключение положений о члене избирательной комиссии (ниже регионального уровня) с правом совещательного голоса.
· Проект областного закона «О внесении изменений в областной закон «О муниципальных выборах в Ленинградской области»
Упразднение института избирательных комиссий муниципальных образований; возможность составления и ведения списка избирателей в электронном виде, а также использования электронной графической подписи избирателя; применение дистанционного голосования при проведении муниципальных выборов; исключение отдельных положений, регулирующих статус членов комиссии с правом совещательного голоса; возможность голосования на выборах в течение нескольких дней подряд.
Алиса Рихтер
Фото: Валентин Илюшин/Online47