Санкционные ограничения на экспорт и импорт продукции не смогли подкосить российский АПК. Примером тому служит, в том числе, Ленинградская область. Рыбохозяйственный комплекс региона, который серьезно зависел от импортных кормов и рыбопосадочного материала, сегодня развивается. В области не только наращивают производство отечественных кормов, но и задумываются о создании селекционно-генетического центра.
Достойные цифры
В 2022 году в Ленинградской области было выловлено 24 тысячи 815 тонн рыбы – на 11% больше, чем годом ранее. В основном это сельдь балтийская и килька. Улова из этих видов рыб хватает не только ленинградцам, но и населению соседнего Петербурга.
Нельзя забывать и о всеми любимой корюшке. Только с начала этого сезона в регионе уже добыто более 1145 тонн ладожской корюшки – на 5,7% больше показателя 2022 года.
Кстати, для того, чтобы в водоемах региона было, что ловить и тем более добывать промышленно, регулярно происходит восполнение природной популяции рыб. Этим, как пояснил накануне на пресс-конференции в «Интерфакс» заместитель председателя правительства Ленинградской области – председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Олег Малащенко, занимаются различные предприятия, восполняющие ущерб, нанесенный намывами, сбросом воды в хранилища т. д.
В прошлом году в водоемы Ленобласти в общей сложности было выпущено 80 тысяч мальков. Правда, этого, по мнению зампреда правительства, недостаточно.
«По-хорошему, эта цифра должна быть в разы больше, чтобы увеличить популяцию. В основном выпускают мальков сига, но для нас важны аборигенные виды рыб: щука, судак, плотва, лещ. Хищных видов рыб становится меньше, больше получается рыбы, которая питается растительностью. Это своя нагрузка на водоемы», – пояснил Олег Малащенко Online47.
В ближайшее время планируется проведение научно-исследовательских работ, которые позволят точно установить, сколько требуется рыбы для последовательного, программного зарыбления основных водоемов Ленобласти.
Будущее – за форелью
Выращивают в регионе другие виды рыб – например, калугу, белугу, севрюгу, клариевого сома, осетра. Однако основной потенциал здесь, как считает Олег Малащенко, у форели. В прошлом году в регионе вырастили 13,5 тысяч тонн этой рыбы – +5,7% к уровню 2021 года.
«У нас активно развивается аквакультура, мы ежегодно увеличиваем объемы производства. На сегодняшний день выделено свыше 88 участков для выращивания форели. Максимально возможный объем – порядка 30 тысяч тонн. Мы активно работаем в этом направлении», – подчеркнул зампред правительства.
Сейчас в области идет работа над проектом по производству 7500 тонн форели на Ладожском озере, еще около 5000 тонн – на Финском заливе.
Форель, как и другие виды рыбной продукции, также перерабатывают. В 2022 году в области было произведено в общей сложности 60,5 тысяч тонн переработанной продукции. Рыбохозяйственные предприятия создают цеха для переработки своей продукции. И ассортимент – огромный.
«В продукции «Балтийский берег», произведенной в Ленинградской области, есть все, начиная от кальмара и заканчивая устрицами: и морская капуста, и искусственная икра, в общем, на любой вкус», – отмечает Олег Малащенко.
Активно работают на расширение ассортимента рыбной продукции и небольшие предприятия – это доказала выставка «Рыбацкая деревня» на прошедшем фестивале «Корюшка идет!». Выбор там и правда был богатый.
Отметим, за первый квартал 2023 года рост реализации товарной рыбы рыбоводными предприятиями Ленинградской области составил 48%. Уже реализовано свыше двух тысяч тонн, рост переработки водных биоресурсов – 30%, произведено 8,3 тыс. тонн готовой продукции. Это один из лучших показателей за последние годы.
Импортозамещение и генетика
Безусловно, санкции повлияли на рыбохозяйственный комплекс региона. Прежде предприятия работали на импортных кормах и посадочном материале. В прошлом году пришлось оперативно искать выход из ситуации.
«На сегодняшний день импортозамещение кормов по Ленинградской области идет. У нас есть Гатчинский, Тосненский комбикормовые заводы, «Агро-Матик», – перечислил Олег Малащенко. – На тот объем рыбы, который есть сегодня, необходимо 12 тысяч тонн рыбных кормов. Мы уже производим собственных порядка 40% и продолжаем наращивать объемы. Есть что показать и есть чем гордиться. Новые технологии дают возможность двигаться вперед».
Другой сложностью стал посадочный материал. Региону необходимо 12,1 млн мальков, и для закрытия этой потребности уже создаются инкубационные площади для получения икры и мальков, идет активная работа по уходу от импортного материала.
В обозримом будущем этому может помочь… селекционно-генетический центр, создание которого – вопрос почти решенный. Прежде, как объяснил зампред правительства, в геномной оценке рыбы потребности не было. Сегодня же ситуация иная: любой следующий запрет, связанный с ввозом икры или мальков, может заставить предпринимателей отказаться от своего бизнеса, потому что просто нечего будет разводить.
«Поэтому мы поддерживаем сегодня это направление, и я уверен, что в ближайший год мы в содружестве с нашими производителями рыбы отработаем данное направление – создание селекционно-генетического центра по выведению рыбы или, как минимум, создание материнского материала, который будет давать потомство», – надеется Олег Малащенко.
Вероятнее всего, такой центр будет размещен в Выборгском районе региона, поскольку именно там сегодня производится основная часть ленинградской рыбы.
Новые направления развития
Предприятия рыбохозяйственного комплекса Ленобласти занимаются не только насущными вопросами добычи и переработки, но и находят возможности для экспериментов. Еще пару лет назад в Ленинградской области даже речи не шло о производстве икры. Однако за последние три года оно не только появилось, но и выросло в объемах – в прошлом году в регионе произвели порядка 85 тонн красной икры, и это только начало. Одним из перспективных направлений является производство черной икры.
«Кроме того, у нас активно развивалось направление производства креветок. Сейчас оно немного отстало, поскольку из-за санкций невозможно привезти посадочный материал. Но история все равно активная: у нас появилась ленинградская янтарная креветка. Наши молодые энтузиасты уже подписали контракт на поставку 600 тонн этой продукции в Китай. Это направление мы будем развивать в переработке», – уверен зампред правительства.
Не смотрели прежде и в сторону тилапии. Однако в прошлом году в Ленобласти произвели первые промышленные 3,5 тонны этой рыбы. В АПК региона заявляют, что это направление тоже будет развиваться.
В ведомстве обсуждают идею организации маршрутов для своего рода рыбного туризма: гостей можно приглашать на рыбохозяйственные предприятия, чтобы демонстрировать, каким образом и где выращивается рыба.
Развитие и эксперименты в рыбохозяйственной отрасли региона во многом стали возможны благодаря субсидиям областного правительства. Так, в 2022 году объем господдержки был увеличен на 25% и составил 149 млн рублей. Предприятия получали компенсации на покупку кормов и техники, производство садков. Аквакультура попадает и под грантовую поддержку, по которой регион возмещает до 90% затрат.
Однако главный секрет успеха – в другом.
«Мы постоянно удивляемся нашим энтузиастам, которые всегда находят что-то необычное. А почему? А потому что творческие люди», – уверен Олег Малащенко.
Татьяна Туктамышева
Фото: Валентин Илюшин/Online47