Сегодня, 6 декабря, Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) опубликовало аналитический доклад «Политика пространственного развития: достижения новой России и вызовы будущего». Он содержит оценку промежуточного итога реализации Стратегии пространственного развития России до 2025 года, утвержденной в феврале 2019 года, а также панораму перспектив развития регионов.
Среди целей стратегии был прирост населения (в частности, увеличение рождаемости и продолжительности жизни), поднятие уровня комфорта городской среды, развитие технологий на промышленных производствах. И в определенной степени они были достигнуты.
Однако авторы справедливо отмечают, что принимался этот документ «в условиях, характеризовавшихся меньшим уровнем внешнеполитических и иных вызовов». И неудивительно, что в условиях новых геополитических вызовов и в связи с появлением других приоритетов у регионов и муниципалитетов правительством страны было принято решение уже в 2024 году разработать новую концепцию пространственного развития России.
По мнению экспертов АПЭК, в ней должны учитываться смена географии экономических и иных связей нашей страны (упор на страны Восточной, Южной Азии и Большого Ближнего Востока), приоритеты развития сельских территорий и необходимость более равномерного развития муниципальных образований в составе агломераций.
Перечислив перспективные акценты развития региональной политики в России, аналитики останавливаются на долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных вызовах, с которыми предстоит иметь дело субъектам РФ.
Всего перечислены шесть вызовов, однако, по оценке АПЭК, лишь один из них имеет потенциал влияния на Ленинградскую область, да и то – минимально.
«Негативное влияние внешнеэкономического давления ЕС на развитие граничащих со странами этого сообщества российских территорий, прежде всего Калининградской области, в меньшей степени — Мурманской, Псковской, Ленинградской областей Республики Карелия и Санкт-Петербурга», – отмечается в докладе.
При этом аналитики уточняют, что этот риск может быть минимизирован.
«Новые внешнеэкономические проекты могут компенсировать негативное влияние этих факторов. Например, для Ленинградской области увеличение объемов поставок через порты региона, в том числе для Индии и Китая, развитие новых экономических контактов (скажем, с африканскими странами) становится важный драйвером экономического роста на фоне новых внешнеполитических вызовов. В других случаях вступление в действие новых позитивных экономических факторов может заметно нивелировать влияние негативных», – заключают специалисты АПЭК.
Перспективы, и планы (1, 2) Ленинградской области по части работы портовой инфраструктуры на благо экономики региона и страны на сегодня известны не только ленинградцам, но и на федеральном уровне. Не сомневаемся, что работа «Команда 47» сведет к минимуму любые, даже немногочисленные риски.
Фото: Валентин Илюшин/Online47