Газомоторное будущее Ленобласти: выгодно ли переходить на метан в 2025 году

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Online47 выяснил, сможет ли газомоторный транспорт заменить бензин

Еще не так давно газомоторный транспорт в нашей стране воспринимался как экзотика, доступная лишь крупным компаниям или государственным структурам. Сегодня ситуация меняется. Ленинградская область активно инвестирует в развитие газозаправочной инфраструктуры, стимулирует переход на экологически чистое топливо и делает газовые технологии доступными для всех категорий водителей. Насколько выгоден газомоторный транспорт, какие у него перспективы, и может ли он конкурировать с электромобилями — разбирались в материале Online47.

Дешевле и экологичнее, но есть нюанс

Автомобили на метане обладают рядом значительных преимуществ. Главный фактор — экономия на топливе. Как рассказал в беседе с Online47 предприниматель Кирилл Сагитов, такой вид транспорта в среднем дешевле в эксплуатации на 40-60% по сравнению с бензином или дизелем.

В условиях нестабильных цен на нефть этот фактор приобретает особую актуальность. Сегодня, когда стоимость литра бензина и дизеля продолжает расти, возможность экономии до половины расходов на топливо выглядит крайне привлекательно. Кроме того, газовое топливо экологичнее.

«Выбросы CO₂ ниже, меньше сажи и вредных соединений. При этом газомоторная техника уже массово используется в коммунальном транспорте, логистике и такси», — пояснил эксперт.

Однако у газового транспорта есть и определенные сложности. Основной сдерживающий фактор — инфраструктура. Несмотря на активное развитие сети заправочных станций, их пока недостаточно, особенно в отдаленных районах. Водителям газомоторных автомобилей часто приходится планировать маршруты с учетом наличия заправок, что может создавать определенные неудобства.

Также стоит учитывать, что дополнительных вложений требует и переоборудование автомобиля. Средняя стоимость установки газобаллонного оборудования (ГБО) составляет 80-150 тысяч рублей, что для некоторых автовладельцев становится серьезным барьером. Тем не менее, как отмечает предприниматель, установка ГБО окупается за 1-2 года при активной эксплуатации. Это значит, что уже через пару лет автовладельцы смогут существенно снизить свои расходы на топливо и начать экономить.

Не пропустите

Газомоторный транспорт vs электромобили

Сегодня газомоторный транспорт рассматривают как альтернативу не только бензину и дизелю, но и электромобилям. Электрокары активно развиваются в Европе и Китае, однако в России они сталкиваются с рядом сложностей.

Высокая стоимость самих автомобилей, недостаточное количество зарядных станций и климатические особенности делают электромобили менее доступными для массового использования. В зимний период батареи электромобилей быстро теряют заряд, что снижает их эффективность.

«Электромобили пока проигрывают по цене, инфраструктуре и климатической устойчивости — особенно в северных регионах РФ. Газ — более доступная альтернатива», — уточнил Кирилл Сагитов.

Это подтверждается и мировым опытом.

«В России работает более 700 метановых заправок, и сеть активно развивается, но пока не равномерно. За рубежом, особенно в Азии и Южной Америке, газомоторный транспорт успешно конкурирует с бензиновым. Развитие этого направления даст экономический, экологический и технологический эффект», — уверен Кирилл Сагитов.

Где заправляться в Ленобласти

Расширение сети газомоторных заправок в последние годы стоит на повестке у 47-го региона. На сегодняшний день в Ленинградской области функционирует 12 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), а к 2030 году их число должно увеличиться до 23.

Сейчас такие объекты есть в Тихвине, Тосно, Кингисеппе, Подпорожье, Волхове, Сосновом Бору, Пикалево, Всеволожском районе и Гатчинском муниципальном округе.

По данным областного комтранса, в 2024 году объем реализации метана как моторного топлива вырос на 14% и составил 11,6 млн м³. Это означает, что спрос на газ постоянно растет, а значит, необходимо продолжать расширять инфраструктуру.

Для поддержки частных и коммерческих пользователей разработано множество программ. Так, автомобилистам предлагают скидки на топливо, бонусные карты и даже возможность переоборудования автомобиля с минимальными затратами. Например, благодаря проекту «Народное топливо» затраты на установку ГБО могут быть снижены до нуля. Такие меры стимулируют переход на газ не только у крупных транспортных компаний, но и у частных автовладельцев.

Почему это важно для России

Развитие газомоторного транспорта имеет не только экономическое, но и стратегическое значение.

«Страна обладает одними из крупнейших в мире запасов природного газа, и его использование как топлива позволяет существенно снизить зависимость от импортных нефтепродуктов, — заявил Кирилл Сагитов.

Это особенно актуально в условиях санкционного давления и необходимости развития внутреннего производства. Помимо экономических преимуществ, газовое топливо способствует снижению выбросов парниковых газов, улучшению экологии и повышению качества жизни.

В Ленинградской области газ уже широко используется. В 2025 году регион планирует закупить 10 новых газомоторных автобусов, а в рамках программы обновления парка уже было приобретено 70 таких машин. Таким образом, газомоторный транспорт постепенно становится неотъемлемой частью транспортной системы региона.


Елизавета Нуждина

Фото: Валентин Илюшин/Online47