С приходом весны многие автовладельцы с облегчением вздыхают: больше не нужно каждое утро чистить машину от снега, прогревать двигатель в мороз и опасаться гололеда. Однако зима не проходит бесследно для автомобиля. Морозы, реагенты, перепады температур — все это серьезно сказывается на состоянии транспортного средства. А значит, весной важно провести его тщательный осмотр, устранить последствия зимних нагрузок и подготовиться к теплому сезону.
Каждый водитель знает, что после холодов автомобиль требует внимания. Пренебрежение весенней диагностикой может привести к неприятным сюрпризам на дороге. Что нужно проверить в машине и когда менять зимнюю резину на летнюю — разбирались в материале Online47.

Когда пора «переобуваться»
Менять зимние шины на летние можно, когда среднесуточная температура стабильно держится выше +5°C. Это связано с тем, что зимняя резина в теплую погоду быстрее изнашивается, ухудшается сцепление с дорогой, увеличивается расход топлива. Однако не стоит спешить: если ночью возможны заморозки, лучше немного подождать. Ведь внезапное похолодание может сделать дороги скользкими, а летние шины не обеспечивают должного уровня сцепления в таких условиях.
В соответствии с законодательством с 1 июня по 31 августа запрещено ездить на шипованных зимних шинах, а с 1 декабря по 28 февраля — на летней резине. За нарушение предусмотрен штраф в 500 рублей, который инспектор может выписать неоднократно в течение дня. Важно также учитывать региональные особенности — в некоторых северных регионах сроки могут отличаться.
К тому же летние шины обладают большей жесткостью, они меньше подвержены стиранию и обеспечивают более короткий тормозной путь.

Шины и диски: осмотр и подготовка
После зимы требуется не просто поменять резину, но и тщательно осмотреть зимний комплект. Если на покрышках заметны грыжи, порезы или сильный износ протектора, возможно, их придется заменить. Стоит также провести балансировку колес и, если нужно, правку дисков. Это избавит от неприятных сюрпризов осенью, когда снова придется переходить на зимнюю резину. Своевременное устранение мелких повреждений продлит срок службы шин и улучшит управляемость автомобиля.
Кузов и антикоррозийная защита
Реагенты, которыми зимой обрабатывают дороги, агрессивны по отношению к металлу и лакокрасочному покрытию. Весной необходимо тщательно вымыть машину, уделяя особое внимание днищу, колесным аркам и порогам. Обнаруженные сколы и царапины лучше сразу обработать антикоррозийными средствами.
Кроме того, рекомендуется проверить выхлопную систему, так как в ней может скапливаться влага, провоцируя коррозию. Важно провести обработку скрытых полостей кузова — это поможет предотвратить появление ржавчины.
Аккумулятор — жертва зимних холодов
Морозы сильно снижают емкость аккумулятора. Если зимой приходилось часто «прикуривать» машину, то весной стоит проверить заряд АКБ. Для этого можно воспользоваться нагрузочной вилкой. Если батарея разряжается слишком быстро, возможно, пора ее заменить.
Проверка контактов, очистка клемм от окислов — еще один важный момент, который поможет избежать проблем с запуском двигателя.
Технические жидкости: контроль уровня и состояния
Зима может стать причиной утечек жидкостей из-за микротрещин в шлангах и соединениях. Весной важно проверить:
• уровень моторного масла,
• тормозную жидкость,
• охлаждающую жидкость,
• жидкость стеклоомывателя.
При необходимости — долить или заменить. Особенно важно проверить антифриз: его недостаток может привести к перегреву двигателя летом.

Тормозная система: безопасность прежде всего
Проверить тормоза можно на пустой дороге: разогнаться до 40 км/ч и резко нажать педаль. Если тормоза срабатывают неравномерно, педаль «проваливается» или машину ведет в сторону, стоит срочно обратиться в сервис.
Весной, после зимних нагрузок, может потребоваться замена тормозных колодок или дисков. Также отдельное внимание необходимо уделить тормозным шлангам — они могут повреждаться при сильных морозах.
Развал-схождение и подвеска
После зимы подвеска часто страдает из-за ям на дорогах. В этом случае рекомендуется проверить развал-схождение: на скорости 70-80 км/ч надо попробовать на несколько секунд отпустить руль. Если машину уводит в сторону — пора ехать на диагностику.
Кроме того, обязательно нужно проверить ходовую часть: если слышны скрипы, стуки или другие посторонние звуки — лучше не откладывать визит в автосервис. Подвеска напрямую влияет на управляемость автомобиля, а неисправности могут привести к аварийным ситуациям.

Кондиционер: готовимся к жаре
Если зимой кондиционер не включался, велика вероятность, что часть фреона испарилась. Весной стоит провести диагностику системы, при необходимости долить хладагент и заменить салонный фильтр. Чистый фильтр обеспечит качественную вентиляцию и предотвратит появление неприятных запахов в салоне.
Лобовое стекло и дворники
Зимой легко получить скол или трещину на стекле, особенно из-за реагентов и температурных перепадов. Весной их лучше сразу заделать, чтобы избежать дальнейшего разрушения. Также лучше будет заменить щетки стеклоочистителей — после зимы они часто теряют свою эффективность. Хороший обзор — залог безопасности на дороге.
Весенний осмотр автомобиля — это не просто забота о внешнем виде транспортного средства, но и гарантия безопасности на дороге. Важно помнить: своевременное обслуживание продлевает срок службы машины, а также делает поездки комфортными и безопасными. Внимательное отношение к техническому состоянию автомобиля избавит от неожиданных поломок и повысит удовольствие от вождения.
Фото: Валентин Илюшин/Online47