Игры без границ и синдром отмены у детей: чем Roblox на самом деле не угодил Роскомнадзору

Фото: Pxhere.com

Блокировка онлайн-платформы привела тысячи зумеров по всей стране в бешенство, но эксперты убеждены, возмущение подростков справедливо лишь отчасти

Накануне, 15 декабря, в ходе круглого стола, организованного ТАСС, эксперты обсудили рост преступлений против детей с использованием игровых онлайн-сервисов и эффективные меры противодействия. В частности, речь коснулась блокировки платформы Roblox, а также угроз, которые представляет она и прочие так называемые игры без границ. Ключевые моменты — в материале Online47.

Roblox детям не игрушка

Несмотря на то, что графический стиль этой онлайн-платформы, очевидно, соответствует в первую очередь запросам именно малолетних пользователей, возможности, которые игра представляет, уходят далеко за границы ограничения 18+. Все дело в том, что на базе этой платформы каждый пользователь может создавать свои собственные сценарии событий, в том числе, инструкции по скулшутингу.

Впрочем, так было не всегда, во всяком случае, не в столь масштабных объемах, какие существуют сегодня. Поэтому долгое время игра успешно развивалась, не обращая на себя лишнего внимания, и к настоящему моменту стала одной из самых популярных среди детей. Но пока в ней проводили сотни часов и вкладывали десятки тысяч родительских денег, разработчики никак не реагировали на какие-либо замечания со стороны правоохранительных органов разных стран.

И в этом, как отметила первый зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Марина Ким, заключается главная проблема этой платформы.

«Roblox перестал быть просто игрой, это глобальная очень слабо контролируемая экосистема, в которой реализуют криминальные, экстремистские и абсолютно опасные для здоровья детей сценарии. Разработчики стремятся получать как можно больше прибыли на детях, но при этом никто не говорит о безопасности, о модерации. Никаких вообще мер реагирования платформа не предпринимает, причем не только в России, во всем мире, — объяснила Марина Ким. — В игре создают сценарии симуляции убийств. Это не какой-то шутер, а возможность спланировать и отрепетировать убийство прямо в Roblox».

prt scr TACC

Причем зачастую такие сценарии вовсе никак не маскируют, а подают убийство людей, включая родственников, как что-то положительное. И в случае с Roblox, реализация этих сценариев — не единичные случаи. Реальные прецеденты, когда у малолетних или подверженных внушению детей стирается грань между этими сценариями и реальностью, происходят по всему миру. Поэтому очень вероятно, что Роскомнадзор в этом случае нисколько не перестрахуется, а просто эффективней сработал, нежели надзорные органы других стран.

Не пропустите

Кто и зачем создает мусорный контент

Причины возникновения сложившейся действительности объяснил руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Сергей Ениколопов.

По его словам, если в 90-е годы интернет был преимущественно местом обитания для тихих и неконфликтных людей, то приблизительно после 2015 года это пространство заполонили высоко агрессивные индивиды.

«И такие люди в Roblox как раз очень много задают тона, творя всякие игры и программы. Это люди, имеющие сложности в реальном обществе, которые компенсируют недостатки общения в реальном социуме, перенося негатив туда. И это все больше накручивается,— отметил Сергей Ениколопов. — Там много высоко тревожных людей, они сами напуганы чем-то и распространяют свои страхи. Плюс еще анонимность, что позволяет без труда стирать границы этических норм, ведь их в сети не существует. Понимаете? Может ли педофил публично заявить о своих наклонностях в реальности? Пусть попробует. А в интернете? Запросто».

Кроме того, добавил спикер, само по себе устройство игр по типу Roblox позволяет расширить границы воздействия на сознание человека, ведь это уже не нейролингвистическое программирование, чем пользуются мошенники по телефону, но и визуализация.

Поэтому задача вербовки детей и вовлечение их в деструктивные сообщества гораздо облегчается, а педофилы успешно выдают себя за ровесника ребенка и их аппетиты не всегда ограничиваются получением интимных фотографий. Резюмировал свою речь эксперт тем, что и образование, и родители играют во всем этом не последнюю роль, ведь почему-то развитию критического мышления детей уделяется не столь много времени, сколько необходимо.

«Нужно развивать критическое мышление, скепсис в здравом смысле, — подытожил Сергей Ениколопов. — Исследования, проведенные после пандемии, показали, что среди людей резко снизились способности к конструктивному мышлению, а эзотерическое, магическое мышление укрепилось, что упрощает манипуляцию сознанием».

prt scr TACC

Что думают родители

Ни для кого не секрет, что современные дети проводят значимую часть своего времени в интернете и сетевых играх. Как отметила глава общественно‑политического движения «Объединение родителей» Инна Гориславцева, по некоторым данным, оно достигает 8-9 часов в день. И хоть некоторым родителям может показаться такое времяпрепровождение безопасным, ведь ребенок всегда находится поблизости, на деле это очень беспечная и безответственная позиция.

«Пока ребенок сидит рядышком, уткнувшись в монитор, с ним могут происходить самые страшные события в его жизни, — заявила Инна Гориславцева. — Мы не погружаемся в интернет-пространство, в котором он обитает, да и в целом плохо можем как-либо контролировать его деятельность в интернете».

Кроме того, спикер озвучила данные проведенного опроса с участием тысячи родителей. И пусть это количество недостаточно для каких-то глобальных выводов, результаты оказались достаточно показательны. А именно, 75% опрошенных родителей совершенно поддерживали блокировку, тогда как только около 25% высказались «против». Впрочем, в действительности куда более ценны комментарии тех, кто выступил «против».

«В большей степени родители склонялись к тому, что сама по себе блокировка, может быть, и правильная, но приняли ее слишком резко, без предварительного разговора с родительским сообществом, без объяснений, какие угрозы в этой платформе содержатся, — объяснила Инна Гориславцева. — И такое резкое вмешательство в семейные дела создало некие эмоциональные проблемы. Более того, есть сообщения, что у детей из-за этого наблюдаются признаки ломки».

prt scr TACC

Что делать и как быть

На сегодня существует мнение, что настала пора проводить «разговоры о важном» не только с детьми, но и родителями. Дело в том, что помещают в эту среду детей именно взрослые, которые не отдают себе отчета в происходящем и, не погружаясь в вопрос, обманывают сами себя, полагая, что любые неприятности их ребенка обязательно обойдут стороной.

Впрочем, стоит наряду с введением всех этих мер, как уточнила Марина Ким, позаботиться о том, чтобы в достаточном объеме предоставить в сети безопасный контент, который увлечет ребят. И такие шаги делаются, создаются различные «бродилки» с персонажами советских и российских мультфильмов, активно работает Институт развития интернета, начали делать видеоигры для подростков старшего поколения.

«Для нас эта история с Roblox еще раз подтверждает, что мы должны видеть наших детей, обращать на них внимание. Нам просто иногда очень часто легче посадить ребенка где-то рядышком в гаджете и заниматься своими делами, а они за эти час-два успевают приобщиться к сомнительным вещам, — отметила Марина Ким. — Дело не в том, чтобы что-то запретить и ограничить время в игре, родительский контроль в том, чтобы взять на себя ответственность за досуг ребенка».

Между тем председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова указала на то, что главная задача сегодня заключается не в запрете игр, а в создании безопасной цифровой среды, полезных игр, которые помогут детям раскрыть свой потенциал.

«Для нас огромный прорыв, что существуют игры сейчас для детей с ограничениями по зрению и слуху, и когда они могут играть и через игру обучаться. Многие родители действительно говорят о том, что очень мало бесплатных игр, которые полезны. Более 40% не видят позитивного эффекта в игровых платформах. И мне кажется, это точка для роста. Я надеюсь, что такого контента станет больше, и дети будут жить в безопасном цифровом пространстве».
Не пропустите

Пока этого не произошло, родителям, заключила спикер, следует помнить, что интернет не субъектен, важно лишь что конкретно потребляет в нем ребенок. Поэтому следует серьезно озаботиться этим вопросом. Можно подключить систему родительского контроля на смартфоне через портал «Госуслуги» или хотя бы просто поиграть вместе с ребенком в его игры, поинтересоваться, чем вообще он так увлеченно занимается.


Филатов Степан

Фото: Pxhere.com