Сервисы проката велосипедов – так называемого велошеринга – за последние пару лет стали привычной историей для больших городов. Однако в регионах они тоже активно развиваются – не исключение и Ленинградская область. Более того: у властей есть планы по масштабному развитию этого направления. Online47 выяснил, каковы перспективы велодвижения в 47 регионе и готовы ли жители пересаживаться на арендных «железных коней».
И спорт, и транспорт, и туризм
Велошеринг – не новое явление для Ленинградской области. В некоторых городах арендовать велосипед с помощью специального приложения одного из сервисов можно уже несколько сезонов. Но планы идут намного дальше.
Как считает председатель комитета 47 региона по транспорту Михаил Присяжнюк, Ленобласть – по многим направлениям сферы транспорта находится впереди других субъектов. И велодвижение – один из интересных векторов развития на ближайшие годы.
Более того, именно этому направлению был посвящен круглый стол «Информационные и технологические ресурсы трансформации транспортной отрасли Ленинградской области», который прошел в рамках проведения XV международной научно-практической конференции «Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах».
«У нас есть проект «Спорт – норма жизни», а велосипед – это как раз спорт. Чем больше людей будет ездить на велосипеде, тем здоровее будут жители. Мы за развитие велоспорта и за то, чтобы он «тянул» за собой профессиональные достижения», – заметил глава комитета, напомнив об успехах команды «Вело47».
Кроме того, в области порядка 40 городов, и многие из находятся на самой административной границе с Санкт-Петербургом, что приводит к маятниковой миграции. И здесь велошеринг становится хорошим подспорьем, позволяя жителям быстро и удобно добираться до и от станций метро.
Еще одна возможность, которую открывает прокат велосипедов, связана с туризмом. Так, предполагается, что любители велопрогулок смогут приезжать в интересные им города Ленобласти, арендовать велосипед у железнодорожной или автобусной станции и осматривать достопримечательности «на колесах». Подобную инициативу уже планируется развить в Выборге.
«Мы точно не делим туризм и транспорт, – подчеркнул Михаил Присяжнюк. – Но, конечно, нужно мобильное приложение, чтобы люди могли видеть все виды транспорта, в том числе велосипеды, где, откуда, куда можно пересесть. Нужна возможность грамотно построить свой маршрут».
В целом, уверены и в комитете по транспорту, и эксперты научного сообщества, велопрокат поможет повысить мобильность ленинградцев, снизить нагрузку на общественный транспорт, уменьшить вредное воздействие на окружающую среду, а также поспособствует оздоровлению жителей Ленинградской области. Тем более что положительный опыт уже есть.
Конкретный пример
Одним из основных партнеров Ленинградской области в развитии велодвижения является «Смарт Групп» – их сервис велошеринга SmartBike, начавший полноценную работу в 2020 году, уже известен многим жителям Петербурга и области.
Генеральный директор компании Руслан Каврюков привел яркие цифры, доказывающие востребованность велопроката в агломерации.
«За три полноценных сезона у нас почти 300 тысяч уникальных пользователей, в среднем в день совершается две поездки на одном велосипеде, всего – порядка 4000 поездок в день. Наши пользователи ежедневно преодолевают более 10 тысяч километров на велосипедах, – рассказал он. – За все время совершено более 600 тысяч поездок, пройдено свыше 3 млн км».
Также гендиректор «Смарт Групп» отметил, что два сезона работы в Гатчине демонстрируют высокий спрос на туристические достопримечательности в Ленобласти. Востребован сервис и в Сосновом Бору, где жители и гости города проявляют большой интерес к новой велодорожке, ведущей к ЛАЭС.
Не менее любопытны и результаты велошеринга в Кудрово. Весной и осенью там фиксируются потоки утром в сторону метро и вечером в сторону дома. Таким образом, многие кудровчане предпочитают велосипеды автобусам: это быстрее, комфортнее, экологичнее и полезнее.
При этом за три года пользователи сервиса попали всего в шесть ДТП, все из них – с минимальными последствиями для здоровья. Отметим, что в случае с самокатами и другими средствами индивидуальной мобильности счет аварий идет на сотни, причем в этих происшествиях есть не только пострадавшие, но и погибшие.
Нужен ли велошеринг жителям Ленобласти
Участники круглого стола пришли к однозначному общему выводу: будущее – за велосипедным движением. Конечно, остаются вопросы с созданием соответствующей инфраструктуры.
Но и в этом направлении уже есть подвижки. Так, в рамках проекта «Вело47» планируется строительство велодорожек и установка велосипедных парковок. Кроме того, регион готов рассмотреть возможность заключения большого соглашения со «Смарт Групп», как одной из крупнейших компаний в этой сфере в России, и полномасштабный запуск велопроката SmartBike на территории Ленинградской области в 2023 году.
«Ленинградская область впереди многих субъектов РФ по многим направлениям транспорта: это и развитие транспортной инфраструктуры на воде, и железной дороги, и системы безналичной оплаты проезда. И также мы готовы рассматривать велосипедный транспорт всерьез, развивать и поддерживать его», – резюмировал Михаил Присяжнюк в беседе с Online47.
Однако сами жители Ленинградской области пока этого энтузиазма, судя по всему, не разделяют. Опрос, проведенный нашим изданием в социальных сетях, показал, что далеко не все готовы пересаживаться на «железных коней».
Почти 7% опрошенных пользуются сервисами велопроката, однако большинство все же нет. Радует, что почти 40% хотели бы – и, вероятно, пока просто не имеют такой возможности в своих населенных пунктах.
Но более половины респондентов считают затею ненужной.
«Мало нам, что самокаты везде валяются непойми как, не хватало еще великами все завалить… (не спорю, что самокаты удобно, но надо это как-то облагородить все же)», – высказал претензию один из наших читателей.
«Да уж, это вам не Финляндия, там специальные дорожки, но не рядом с автодорогой», – добавил второй.
При опросе в формате мини-интервью результаты оказались немного другими. Несмотря на то, что велошерингом пока пользуются немногие, сама идея жителям региона кажется хорошей.
«Я пользовался велопрокатом пару раз для развлечения. Не думаю, что пользовался бы, если бы они были повсеместно, но было бы плюсом знать, что такая возможность есть, – поделился с Online47 мнением молодой житель Мурино. – Но для меня велошеринг удобнее всего для прогулок в выходные дни, когда хочется сменить общественный транспорт на что-то другое».
Замечания опрошенных касались состояния велосипедов – ведь все же они, «как музыкальный инструмент», требуют постоянного ухода – и, конечно, стоимости.
«Если бы это было недорого – реально недорого, то, по-моему, было бы очень неплохо. Все-таки самокатам нужны ровные пространства, а в Ленобласти рельеф разный. А если бы еще и велодорожками популярные направления обеспечить – вообще красота. Только не за бешеные деньги, опять же», – считает одна из жительниц региона.
«Не люблю самокаты, поэтому велосипедами бы с удовольствием пользовалась, если бы было немного дешевле, – вторит другая. – Летом в парках часто катаюсь, но это больше как развлечение, а не как средство передвижения, и за час таких покатушек приличная сумма натекает. Поэтому если мне нужен транспорт, я вызываю такси – дешевле, быстрее и комфортнее. Ну, и на великах кататься только летом, потому что с нашей погодой под дождем – такое себе».
«Если бы станции велошеринга были в удобных местах и стоили нормально, то это, думаю, было бы здорово и популярно, – считает еще одна читательница Online47. – Плюс разные веломаршруты развивать туристические – хорошая идея. И велодорожек нужно больше, чтоб удобнее ездить. Может быть, нужно приложение какое, где была б карта велодорожек-маршрутов».
Респонденты отмечают и пользу велосипедов для экологии, и для здоровья. К тому же нет пробок. Однако вопросов остается много – и, как заметил один из жителей Мурино, развивать такие сервисы в агломерации может быть полезно, но не стоит «сразу в омут с головой».
«Нужно попробовать в тестовом режиме. Предварительно было бы здорово наладить инфраструктуру для велосипедистов – выделенные дорожки, знаки, светофоры, маршруты», – конкретизировал он.
Безусловно, все эти пока еще слабые места известны экспертному сообществу и профильному комитету правительства региона. Однако кажется важным говорить и о них тоже – а не только о достоинствах и преимуществах. Так понимание того, что еще нужно сделать для реализации определенно любопытной и полезной идеи, будет лучше, а доверие жителей к задуманному – больше.
Татьяна Туктамышева
Фото: Валентин Илюшин/Online47