Главное – делать добро: как диалог с заключенными важные вопросы перед обществом ставит

Фото: Online47

Накануне Дня народного единства священнослужители обратились к осужденным – и одновременно ко всем нам

Вот уже около 10 лет в преддверии Дня народного единства представители традиционных конфессий проводят в Петербурге встречи с осужденными. Заключенные исправительных колоний в ходе таких мероприятий имеют возможность услышать добрые, напутственные слова, задать вопросы об интересующей религии, узнать и приобщиться к чему-то новому.

3 ноября, буквально накануне всероссийского праздника и другого, православного – Дня Казанской иконы Божьей Матери – такая встреча в рамках проходящей в учреждениях УФСИН «Недели межрелигиозного диалога» состоялась в исправительной колонии №6. Online47 побывал там, прислушался к словам священнослужителей и попытался понять тех, кто отбывает наказание.

Главное – оставаться человеком

На уже традиционное мероприятие в зале местной столовой собралось человек 30 заключенных. Все – добровольно: на такие встречи приходят только по собственному желанию. Кто-то искренне заинтересован в теме обсуждения, большинство же, кажется, просто хотят разнообразить вялотекущий «день сурка». Но слушали все с вежливым, приправленным наличием в зале начальства вниманием – и, вероятно, хотя бы отчасти слышали то, что хотели донести священнослужители.

А говорили представители четырех традиционных религий примерно об одном – о том, чем живет человек и чем ему может быть полезна вера.

«У каждого есть нравственные основы, то, чем он руководствуется, когда поступает так или иначе, делает свой выбор, – отмечал помощник начальника УФСИН по Санкт-Петебургу и Ленинградской области по организации работы с верующими отец Олег Скоморох. – Конечно, для каждого верующего человека независимо от его религиозной принадлежности очень важно понимать, что его вера, его религия, его национальность – это не повод для того, чтобы возвышаться над другими людьми, не повод для того чтобы рождалась межнациональная рознь, религиозный экстремизм. Настоящий верующий человек всегда стремится только к добру».
«У верующих, у мусульман есть обязательства. Элементарная, простая вещь — быть культурным человеком, достойным членом общества, достойным сыном своих родителей и отцом для своих детей, хорошим человеком», – подчеркивал имам Санкт-Петербургской мечети, помощник муфтия по тюремному служению Юлай-Хазрат Абдуллин.
«Мы все верим в единого бога. И главное – это взаимное уважение, – вторил раввин Ифрах Абрамов. – Самый главный догмат — делать добро и не делать того, чего не хочешь, чтобы делали по отношению к тебе. Нужно делать добро вокруг себя и оставаться человеком. И помнить, что каждый из вас – не «зек» и «уголовник», а человек, который прошел испытание».
«День народного единства напоминает об естественном законе — законе взаимозависимости. Он говорит нам о том, что все, что мы имеем, мы имеем благодаря кому-то. Мы всегда в любом случае кому-то обязаны и должны учиться жить по этим законам, – выражал уверенность лама Санкт-Петербургского Дацана Антон Щеглов. – Мы не должны причинять вреда живым существам, должны взаимодействовать с ними и быть благодарными».
Не пропустите

Основная мысль, в конце концов, у всех четверых была едина: их слушатели – люди, оказавшиеся в силу тех или иных обстоятельства в очень непростых условиях, должны при этом оставаться людьми, слышать друг друга и бороться со своими самыми деструктивными желаниями и чертами. Только это поможет не вернуться обратно в места лишения свободы, действительно измениться.

Говорят, тюрьма – срез общества. И в этих призывах истинно верующих явственно слышалось обращение ко всем и каждому из этого самого общества: стремитесь к добру. Тем более что сегодня эта просьба, мольба приобрела особое значение.

Причем тут День народного единства

«Неделя межрелигиозного диалога» проводится в учреждениях УФСИН накануне Дня народного единства неслучайно. По словам протоирея Олега Скомороха, основная задача таких встреч с отбывающими наказание в исправительных учреждениях – обратить внимание осужденных на духовные вопросы жизни каждого человека, на уважительное отношение к представителям любой национальности и любого вероисповедания.

«Когда обостряются внешние условия, достаточно сложно бывает во внутреннем плане пережить то, что происходит вокруг, – пояснил он. – И такие обсуждения помогают не допустить какого-то слома и поддержать человеческое достоинство, пресечь попытки религиозного экстремизма или межнациональной напряженности. Ведь их причины – это, как правило, безграмотность в духовной жизни, в религиозных вопросах. Если человек будет понимать духовную культуру, природу той религии, к которой он себя относит, то он будет по-другому относиться даже к людям, которые не относятся к его религиозной группе».

С этим согласен и лама Антон Щеглов. В беседе с Online47 он отметил, что такие условия – особенные для любого человека.

«Здесь все очень оголено: общение, взаимодействие, и нет времени промедлению, надо думать, что сказать, что сделать. И, конечно, религия этому учит. Надо быть очень терпеливыми, чтобы сносить эти условия», – считает он.
Не пропустите

Но в этом году встреча имеет особое значение. Ведь в праздник народного единства все россияне вспоминают историю государства и всеобщего объединения, которое неоднократно позволяло прогонять захватчиков с родной земли.

«Россия выстояла и стала, как и была, домом для многих народов, национальностей и верований и никого не уничтожала, не загубила. Каждый человек любой национальности нашел в России свой дом и защиту. И мы сейчас стремимся к тому, чтобы память не угасала, чтобы мы чувствовали и точно знали, где наш дом, где наша Родина, – подчеркнул отец Олег Скоморох. – Бесовские силы никогда не успокаиваются и всегда, до конца существования нашего мира будут стараться погубить любого человека, народ, страну, которая будет стремиться к богу, жить по заповедям, все делать для того, чтобы главным для человека было царствие небесное и спасение души. Поэтому мы сейчас должны понимать, что идет борьба не только между политиками и солдатами, а в первую очередь идет борьба духовная. Борьба за право молиться богу, в вере воспитывать своих детей. И это сейчас является краеугольным камнем. Духовная основа нашего единства — это наше спасение».

И здесь абсолютно неважно, добавил священнослужитель, где находится человек – пусть и в местах лишения свободы.

Его слушатели, пришедшие на богослужение в домовом храме колонии, внимали со всем пониманием.

И некоторые из журналистов – тоже.

Помогает ли вера заключенным

Понять эмоции заключенных, которых попросили – в присутствии СМИ – надеть медицинские маски, было сложно. Из столовой все разошлись быстро, вопросов к священнослужителям не было ни там, ни, насколько смог оценить корреспондент Online47, в помещениях, предназначенных для молитв. В них, – отдельные для каждой религии – к слову, пришли человек по 5–7, судя по всему, и так из прихожан. Возможно, остальные застеснялись прессы – кто знает…

Но сотрудники колонии заметили: вероятнее всего, такими мероприятиями осужденные лишь стараются разбавить свои «дни сурка». Все же – новые люди, отход от приевшегося графика. И так ли уж важно, что там – религия или что-то еще. Вопросов у них нет – лишь желание отвлечься.

Это отчасти подтвердил и отец Олег Скоморох, заметивший, что в тюрьме, как и в обычном обществе, верующими себя называют порядка 70%, однако воцерковленными считают себя не более 3–5%. Так что в подобной колонии община – православная, то есть самая многочисленная – составляет всего человек 15–20.

Однако, заверяют священнослужители и сами заключенные, это вовсе не умаляет важность подобных встречи и в целом возможности исповедовать в колонии свою веру.

«Вера, конечно, помогает. Когда я пришел в колонию, тут был храм, и так получилось, что я начал исполнять обязанности держателя храма. И я постоянно здесь. Сюда приезжают отцы, есть общение. И благодаря молитве, общению с братьями и время быстрее идет, и переносится все это проще, чем без веры», – признался 44-летний осужденный Евгений.

Вдобавок он заметил, что в местах лишения свободы нет разделений по поводу вероисповедания. Ведь все в одной беде – и стараются поддержать и помочь друг другу вне зависимости от веры. В этом отношении в плане народного единства те, кто на воле, могут только брать пример.

А Антон Щеглов разъяснил Online47, что в исправительных учреждениях встречаются разные люди. В том числе пришедшие сюда далеко не верующими, но начавшие задумываться о той или иной религии.

«Здесь очень хорошие условия для начала изучения религия и применения ее, – пояснил он. – Здесь многие прибегают к религии как к некому дисциплинированию ума и выходят уже здравомыслящими людьми, достойными людьми общества. И да, некоторые, выходя, приходят в дацан, помогают нам и принимают буддизм уже более серьезно. Бывают и традиционно верующие, которые сюда попадают».

Протоирей Олег Скоморох согласен: очень часто бывает так, что человек, попадая в такие экстремальные условия, действительно обращается к богу. В этих условиях он способен переоценить свою жизнь, осмыслить свои поступки.

«Конечно, в этом плане, если рядом есть возможность духовной поддержки, возможность указать человеку путь и подсказать, что нужно делать, то тогда результат очень хороший. И очень часто бывает так, что именно в тюрьме люди приходят к богу, к вере, духовной жизни, и это потом дает им возможность, как минимум, в следующий трудный момент жизни на что-то опереться, а как максимум – полностью изменить свою жизнь, – резюмирует он. – Если люди, которые здесь находятся, приходят в церковь, они точно знают, что их интересует вера, вопросы духовной жизни, что они хотят то время, которое проводят в исправительной колонии, посвятить именно изменению себя, укреплению, пониманию того, что происходит, и настроиться на то, чтобы в дальнейшем их жизнь проходила без тюрьмы».
Не пропустите

В последние годы, добавил священник, в исправительных учреждениях наблюдается определенная тенденция. Возможность для заключенных верить и молиться становится базой для таких мест – и если православные храмы давно есть в каждом учреждении, то все чаще появляются молитвенные комнаты и для других религий.

Все это, в конечном итоге, преследует одну главную цель: сделать так, чтобы никто из ныне отбывающих наказание не совершил преступление вновь и не вернулся обратно. И если возможность молиться каждый день поможет хотя бы одному из заключенных – кажется, в этом есть большой смысл.

Алиса Рихтер

Фото: Online47