Первый замглавы ЦБ РФ Ольга Скоробогатова на прошлой неделе объявила, что в течение трех лет расчеты с помощью платежных систем Visa и Masterсard в России практически исчезнут. А в перспективе 5 лет международная платежная инфраструктура перейдет со SWIFT на региональные платформы.
Вообще, про SWIFT большинство россиян, объективно, узнали, когда в одном из пакетов антироссийских санкций нас от него решили отключить. При этом внутренние расчеты в России «импортозаместили» быстро – сегодня подавляющее большинство наших граждан пользуется картами «Мир». Вопрос, что дальше? Каковы перспективы «МИРа» за рубежом и кто поддерживает Россию в полном отказе от SWIFT? Об этом Online47 рассказал сенатор РФ от Ленинградской области Сергей Перминов:
«Система межбанковских сообщений SWIFT, как это стало окончательно очевидно, превратилась в политический инструмент. Отключения от нее уже на потоке используются по идеологическим решениям коллективного Запада — для оказания давления на финансовые системы «неугодных» государств.
Такое положение дел не может устроить ни одно суверенное правительство, поэтому, объективно, на целостности этой механики финансов в глобальном масштабе крест поставили сами авторы подобных рестрикций. Создание альтернативы SWIFT на справедливых основаниях — это следствие ее компрометации.
Для трансграничных расчетов, как отмечалось ранее, используется механизм, в основе которого соединение Системы передачи финансовых сообщений ЦБ с национальными аналогами SWIFT других государств. Пока важно создать систему, которая позволяет работать в национальных валютах. Так, российские банки уже активно подключаются к китайской национальной системе CIPS.
Что касается банковских карточных систем, то западные операторы также не продемонстрировали целостности своих сервисов перед лицом политического давления своих элит. Ассортимент карт российской национальной платежной системы будет, это уже также понятно, расширяться. И они будут работать за рубежом. Что уже, шаг за шагом, и происходит, процесс набирает ход.
Скажем, с середины марта «МИР» принимают на Кубе — в банкоматах можно снять наличные в песо с рублевого счета. И к концу года ожидается дальнейшее расширение сферы применения карт. Над аналогичным вопросом работают в Венесуэле и Маврикии. Все необходимые соглашения для использования наших карт достигнуты и с Ираном, осталось лишь подтверждение ЦБ двух стран.
Запущенные самим Западом процессы фрагментации финансовой системы повышают конкуренцию, что вызовет к жизни востребованные новые решения и продукты. Можно рассматривать это и как рост финансовой свободы, а в возникших пространствах возможностей в конце концов получит лидерство та инфраструктура, которая будет удобна, надежна и репутационно чиста».