Смотрим вперед с оптимизмом: Кингисеппский машиностроительный завод помогает импортозамещению в России опережающими темпами

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Предприятие разрабатывает и изготавливает новое оборудование для крупнейших промышленных отраслей

С введением Западом так называемых «адских санкций» в адрес России, тема импортозамещения стала не просто актуальной, а буквально животрепещущей. Несмотря на то, что отечественная промышленность стойко выдержала вызовы последних лет и особенно 2022 года, у многих критиков сохраняется весьма скептическое отношение к возможностям российских предприятий.

Между тем, они продолжают работать – в том числе в Ленинградской области. И, несмотря на все недоверие к их потенциалу и перспективам, реализуют масштабные проекты и создают инновационные технологии. О том, над какими разработками в рамках импортозамещения и для каких сфер идет работа на Кингисеппском машиностроительном заводе, а также чего действительно не хватает сегодня предприятию журналистам рассказал гендиректор КМЗ Анатолий Русин.

Переходим на свое

Импортозамещение в последнее время стало одним из ключевых направлений работы Кингисеппского машиностроительного завода. Ведь необходимо разработать отечественные аналоги тому оборудованию, которое прежде закупалось в других странах.

«Все закупалось за границей, и на отечественную промышленность такие задачи не возлагались. Зачастую конкурировать с зарубежными производителями было сложно и даже невозможно в первую очередь по цене, потому что при глобальной экономике от количества произведенного, выпущенного товара зависит и цена. Соответственно, если зарубежный производитель играет на мировом рынке и реализует свою продукцию тысячами, а у нас в стране потребление идет на десятки, то мы никогда по цене не сможем даже приблизиться. Поэтому все было экономически целесообразно закупать за рубежом, – разъяснил Анатолий Русин. – Но наша страна попала в зависимость от импортных поставок, поэтому оперативно были приняты решения о запуске программ импортозамещения».

В настоящий момент у КМЗ заключено более 10 договоров с Министерством промышленности и торговли, концерном «Росэнергоатом», Федеральным агентством по технологическому развитию. Суммарный объем финансирования работ составляет более 6 миллиардов рублей.

Так, в рамках этих контрактов завод разрабатывает, например, конструкторскую и технологическую документацию на дизельгенераторные установки украинского производства, которые применяются в качестве резервных и аварийных источников питания в контурах безопасности на отечественных атомных электростанциях. После 2014 года начались сложности с поставками запасных частей для этих установок, а в 2022 году после начала специальной военной операции поставки комплектующих прекратились полностью.

«Тем не менее эти установки должны обслуживаться, своевременно ремонтироваться, поэтому наличие у отечественного изготовителя необходимых агрегатов крайне необходимо, – подчеркнул гендиректор КМЗ. – Мы прекрасно понимаем нужность и важность этой работы, поэтому стараемся идти небольшими опережающими темпами и планируем на год раньше закончить эту работу».

Также Кингисеппский завод входит в пул предприятий, которые задействованы в большой программе Минпромторга по замещению судового оборудования. КМЗ занимается разработкой якорей массой от 3,5 до 17 тонн, брашпиля для подъема якоря, а также насоса производительностью до 3000 кубометров в час.

Не пропустите

Другое оборудование – например, гусеничный модуль для виброисточника, который применяется в сейсморазведке, или ведущий мост для сельскохозяйственной техники – разрабатывается в рамках договоров с Агентством по технологическому развитию.

«Вся работа в рамках импортозамещения достаточно нужная, важная, мы прекрасно понимаем, что без поставок даже самых небольших комплектующих наша промышленность не получит конечного результата. Работы здесь достаточно много», – резюмирует гендиректор предприятия.

Продуктивное настоящее и задел на будущее

На Кингисеппском машиностроительном заводе надеются, что право изготавливать разрабатываемое оборудование также достанется предприятию. Однако и без этого, судя по всему, заказов хватает – причем самых разных.

В частности, одно из направлений работы КМЗ – развитие производства катеров. Ежегодно завод сдает заказчикам порядка 50–60 катеров различных размеров, от 5 до 12 метров. Есть планы строить и 17-метровые катера.

Кроме того, идет замещение двигателей, которые прежде были импортного производства. В настоящее время ведется работа – причем в инициативном порядке, без «заказа» – по изготовлению двигателей 200–205 лошадиных сил и 320 лошадиных сил. Уже к лету оба образца должны быть готовы.

Не пропустите

Планирует КМЗ наладить и… серийный выпуск промышленных 3D-принтеров. Такое оборудование для печати литейных песчаных стержней уже разработано, отечественные аналоги сырья и расходных материалов подобраны, опытный образец существует. Дело за малым.

«Нам необходимо восстанавливать утраченные компетенции. Наша страна должна быть максимально автономна в вопросах промышленности, – убежден Анатолий Русин. – А если говорить о наших задачах, то мы не можем позволить себе ограничиваться. Главное – это своевременное выполнение всех принятых на себя обязательств, развитие завода. Мы с достаточно неплохим финансовым результатом закончили прошлый год, поэтому смотрим вперед с оптимизмом».

…и камень в наш огород

Генеральный директор Кингисеппского машиностроительного завода отдельно отметил: есть ощущение, что средства массовой информации недостаточно уделяют внимание теме промышленности, проблемам и победам в этой области. Предприятию даже пришлось создать собственный портал «Машньюс», чтобы закрыть эту нишу.

«Они работают, работают, а пишут про них и про коллег мало, или пишут поверхностно, или пытаются какой-то хайп поймать на событиях. А хочется, чтобы писали серьезно, чтобы вникали, – пояснил главред портала Сергей Балуев. – Тем более, мне кажется, сейчас о промышленности писать интереснее, чем года два назад, потому что есть новые вызовы, все время появляются новые технологии».

Есть у этого направления и другое, очень важное для будущего и завода, и всей промышленности страны влияние: популяризация простых, самых обычных рабочих специальностей. Сегодня предприятиям не хватает не только технологов и конструкторов, но и токарей, сварщиков, слесарей. Вдобавок, по словам Анатолия Русина, «хромает» и подготовка будущих специалистов в образовательных учреждениях.

Не пропустите

Поэтому при КМЗ уже открыт учебный центр профессиональной переподготовки, который взаимодействует с большим количеством учебных заведений не только Кингисеппа, но и всей страны, и формирует учебные программы под потребности завода и других промышленных предприятий.

Татьяна Туктамышева

Фото: Валентин Илюшин/Online47