В конце прошлого года президент России Владимир Путин заявил о том, что существующая модель капитализма себя исчерпала, а 7 июля на встрече с лидерами фракций отметил, что нет ничего плохого в социалистической идее – вопрос стоит лишь в наполнении.
Такое замечание тех, кто его заметил, заставило подумать в первую очередь о Китае. Однако, как пояснил в беседе с Online47 политолог, директор Института Современного государственного развития Дмитрий Солонников, сейчас можно говорить о совершенно разных вариантах работающей социалистической модели.
«Во-первых, есть социология в Европе, по которой тоже видно, что европейцы предпочитают в опросах социалистическую модель относительно капиталистической. Но опять же эти опросы показывают, что под социалистической моделью они больше понимают модель социального государства, которую демонстрировали скандинавские страны в конце 20 – начале 21 века. Для них это социализм, при том, что это монархии. Для нас это немножко странно, но для европейцев монархия и социализм могут вполне себе сочетаться», – привел он пример.
Также, продолжил эксперт, есть успешный латиноамериканский социализм – и все больше государств Латинской Америки голосует за «левых» политиков. Конечно, есть Китай и Вьетнам.
«Социалистические настроения в мире популярны и эффективны. Однако я думаю, что мы не должны копировать и иметь в виду конкретно китайскую, вьетнамскую, скандинавскую или латиноамериканскую модель. Мы все-таки другие – и по темпераменту, и по истории, и по форме экономики, – уточнил Дмитрий Солонников. – Но нечто общее во всех этих моделях есть – это и большая социальная ответственность государства перед населением, и плановость, системность развития, и ограничения для крупного капитала, и так далее. Я думаю, что Владимир Путин имеет в виду это, он не призывает копировать конкретно китайский социализм, но опираться на опыт Китая – да, конечно, возможно, как и на опыт других государств. И, возможно, на свой опыт».
Политолог напомнил о том, что самые мощные, впечатляющие темпы развития в нашей стране были именно во времена социализма. Однако нельзя взять ни одну модель – ни международную, ни историческую – и сказать, что именно она станет базисом дальнейшего развития.
«Изменения нас, конечно, ждут. Наша жизнь – это же не нечто отлитое в граните. Конечно, страна должна модернизироваться в соответствии с нынешними текущими вызовами и стоящими перед страной угрозами и требованиями времени, – уверен собеседник издания. – Сейчас мы находимся в ситуации, отличной от 2006 года или даже 2012. Поэтому и разговор должен быть другой и действия другие. Помните, вице-премьер Дворкович сказал после кризиса 2008 года, что крупнейшая мировая экономика, являющаяся локомотивом мирового развития, – Соединенные Штаты, поэтому каждая страна должна внести свою лепту в ее восстановление, и мы тоже. Тогда Россия вносила свою лепту в восстановление экономики Соединенных Штатов. Ну, наверное, с тех пор наше представление о мире немножко изменилось».
Ранее Online47 рассказывал о том, что почему России не надо торопиться «проигрывать» информационную войну.
Фото: Валентин Илюшин/Online47