В последнее время все чаще в новостных заголовках мелькают слова «диверсия», «шпионаж», «госизмена». Недавно список пополнился терактом в Санкт-Петербурге.
За каждой такой историей – реальные люди, чаще всего молодые, порой – совсем еще дети, которые решили предать Родину и помочь врагу. Online47 узнал, о чем это говорит в отношении нашего общества и что может помочь в этой борьбе.
Преступлений все больше
На этой неделе двух жителей Свердловской области арестовали за шпионаж в пользу Украины. Супружеская пара передала украинским спецслужбам сведения военно-технического характера – чертежи, которые могут быть использованы против Вооруженных сил России. Госизмену свердловчане совершили за 100 тысяч рублей.
И эта история – далеко не первая.
Так, в марте был заключен под стражу житель Комсомольска-на-Амуре, который сам предложил украинской разведке передавать данные об объектах Минобороны России в Хабаровском крае. Эти сведения, как подчеркнули в ФСБ, могли использоваться украинской стороной для диверсий и терактов, ударов ракетами и дронами по районам разгрузки и хранения военной техники.
В прошлом сентябре по делу о госизмене – за передачу секретных данных Украине – был арестован топ-менеджер одного из российских оборонных предприятий. В апреле 2022-го 13 лет колонии получил экс-начальник районного отдела полиции в Курской области, который передал СБУ секретные сведения, составляющие гостайну.
Не обходится без дел и по федеральному закону, который президент России Владимир Путин подписал в прошлом июле. Документ приравнял к госизмене переход на сторону противника в условиях военных действий. Совсем недавно 6,5 лет колонии получил житель Волгоградской области, планировавший участвовать в военных действиях на территории Украины против России. В марте к шести годам колонии строгого режима за такое же решение был приговорен житель Твери.
Намного больше происходит и других, более «мелких», если подобная оценка допустима в контексте темы, преступлений.
Например, регулярно горят релейные шкафы на железной дороге: только за последнее время их поджигали подросток из Кемерово, трое мужчин и подросток из Башкирии, житель Брянской области, двое саратовцев.
Пытаются жечь и военкоматы. За это уже получил 8 лет колонии житель Углича, 4 года – жители Волгограда и Ростовской области, 12 лет – один из двух поджигателей военкомата в Нижневартовске. В Нижнем Тагиле, по предварительным данным, военкомат пыталась поджечь пенсионерка, в Тюменской области такое преступление намеревался совершить 15-летний житель Тобольска.
Но намного страшнее – террористические акты. Теракт, произошедший в самом центре Санкт-Петербурга, потряс всех.
При этом за последний год в России было предотвращено несколько десятков терактов, которые должны были совершиться гражданами РФ – сторонниками тех или иных украинских националистических формирований.
Силовые структуры работают – и, даже судя по весьма скупой информации, попадающей в СМИ, работают хорошо.
Но расслабиться не выйдет: только по известным данным, теракты готовились в регионах Северного Кавказа, Севастополе, Калининграде, Волгограде, Липецке, Курской, Тверской областях, Симферополе. «Под прицелом» вся страна.
И Ленобласть – тоже
К сожалению, не обошлась без таких проявлений и Ленинградская область. Так, 9 сентября УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщила о предотвращении теракта на одном из военных объектов региона. За его подготовку были задержаны трое жителей Выборга, которые планировали «осуществить поджог административного здания, принадлежащего Минобороны России».
Широко известна и другая история – про хорошего мальчика-гимназиста, которого задержали за попытку поджога военкомата в родном Кировске. В начале специальной военной операции он активно поддерживал российских военнослужащих, но к 2023 году его позиция под воздействием проукраинских ресурсов кардинально изменилась. Теперь 16-летнему подростку вменяют покушение на террористический акт.
Другая школьница из Ленобласти под влиянием украинских интернет-друзей «развлекалась» иначе: распространяла в соцсетях страшилку о том, что в одной из школ города готовится нападение. А ведь подобные вбросы и фейки не хуже настоящих преступлений дестабилизируют и «раскачивают» обстановку – что определенно на руку нашим врагам.
Кто виноват и что делать
Подобные ситуации и преступления говорят о том, что разведка Украины активно работает на нашей территории. Причем методики работы дают разведки Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Федеративной Республики Германии.
Такое мнение в беседе с Online47 высказал российский общественный и политический деятель, писатель Николай Стариков.
«В период военного конфликта, хоть и специального, но военного, активность разведок повышается, а важность доставляемых сведений только усиливается, – пояснил он. – Очень хорошо, что мы ежедневно слышим о каких-то задержаниях, ловле шпионов и диверсантов. Это значит, что наши органы занимаются ровно тем, чем они должны заниматься».
Однако чем больше диверсантов – тем выше шанс, что задуманное ими претворится в жизнь. Вообще вопрос предательства Родины за последний год обсуждался в российском обществе уже не раз – в том числе на высшем уровне. Заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев заявлял, что государство должно иметь право действовать по отношению к таким лицам по «особым правилам военного времени».
Однако пока законы военного времени не приняты – действовать можно только по Конституции и текущему законодательству. А вот его, считает ряд экспертов, можно и изменить.
«Необходимо получение отказа от моратория на смертную казнь в целом и пересмотр законодательства с ужесточением вплоть до смертной казни за сотрудничество с иностранными государствами, за диверсии и так далее, и тому подобное. Мне кажется, вещь совершенно очевидная», – убежден Николай Стариков.
Бдительность не повредит
В прошлом году в разговоре с Online47 кавалер четырех орденов Мужества, вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «АЛЬФА», полковник Сергей Милицкий выражал уверенность в том, что теракты будут – и оказался прав. Но не ошибся он и в том, что российские силовые структуры умеют делать так, чтобы их было как можно меньше.
«И очень важно, чтобы в этом нам помогало население. Я думаю, люди нам будут в этом помогать. Это мы проходили и в Крыму, и на всей нашей территории Российской Федерации, – добавлял Сергей Милицкий.
С этим согласен и Николай Стариков, который отметил: люди начинают все больше осознавать, что в нынешнем противостоянии линия фронта – понятие очень условное. И трагическое тому свидетельство – террористический акт, который произошел в центре Северной столицы.
Собеседник Online47 уверен, что сегодня люди уже достаточно бдительны для того, чтобы в случае чего позвонить по телефону ближайшего отделения полиции. И в этом вопросе не стоит бояться того, что возрастет число «доносов», считает эксперт.
«Как известно, лучше перебдеть, чем недобдеть. Вот это как раз тот случай, – подчеркнул Николай Стариков. – Если поступит на 100 больше сигналов, чем реальных правонарушений, шпионажа и работы на иностранную разведку, я думаю, сотрудники ФСБ не будут обижаться на тех, кто проявил излишнюю бдительность. Я не думаю, что это реально станет какой-то проблемой».
Остается добавить, что автор этой статьи не готова согласиться с мнением эксперта о возвращении смертной казни. Да и пресс-секретарь президента России буквально вчера подтвердил, что в Кремле этот вопрос не рассматривают. Однако в чем правы оба эксперта Online47, так в том, что без поддержки населения спецслужбам будет сложно справиться с предотвращением беды.
Алиса Рихтер
Фото: Валентин Илюшин/Online47