Вслед за политпрогнозом эксперты делятся ожиданиями развития в 2024-м году экономики мира и нашей страны в частности. Какие тренды были намечены в предыдущие годы и что может предложить наступивший 2024-й – в разговоре с Online47 рассказали директор Института Современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников, кандидат политических наук, профессор, депутат Заксобрания Ленинградской области Станислав Еремеев и глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) региона Игорь Муравьев.
Мировая экономика. Европа на грани рецессии
То, что мир вступил в зону турбулентности, стало известно далеко не сегодня. Но в 2024 году вероятность экономических потрясений будет особенно велика. Мировая экономика в настоящий момент находится в состоянии ручного управления, и то, что никакого устойчивого развития уже давно нет, ни для кого не является секретом, считает Дмитрий Солонников:
«Вопрос в том, как бы весь мир не накрыл огромный кризис, процесс краха системы могут запустить в любой точке земного шара. Европа имеет все шансы скатиться в реальную рецессию, это повлияет и на фунты стерлингов, и на евро, посыпется потребительский спрос, падение отразится на всей мировой экономике.
Между тем, и в Поднебесной существуют серьезные трудности, экономическая неопределенность никак не дает собраться Ключевому пленуму ЦК Компартии Китая. Столкнулись с вызовом крупные строительные компании, а недавно было объявлено о банкротстве одной из крупнейших финансовой компаний страны.
Так что Китай сегодня балансирует, несмотря на оптимистичные прогнозы. Ему бодро дают 4% роста на этот год, но цифры взяты с потолка, реальную же ситуацию с внутренней закредитованностью в КНР ни европейцы, ни американцы не оценивают.
Даже попросту замедление роста экономики Китая — удар по всей экономике мира, так как именно эта страна остается экономическим драйвером, вытаскивает весь рост мирового ВВП. Раз уж Китай встал, то остальные страны находятся в гораздо худшей ситуации».
Российская экономика. На пути к самодостаточности
Последние два года научили Россию жить в условиях жестких санкций, подчеркивает Станислав Еремеев, что привело к перенастройке экономики – она идет полным ходом:
«Во-первых, речь об импортозамещении: предприятия и организации ищут новых поставщиков как для развития промышленности в стране, так и на экспорт. Мы переориентировались с рынков Западной Европы на Восток и Юг.
Во-вторых, фактор стабильности: от сиюминутных задач мы переходим к стратегическим. Понимая устойчивость сложившейся негативной геополитической ситуации, многие наши предприятия приняли решение развиваться с опорой на собственные силы.
В стране восстанавливают металлообрабатывающую промышленность, машиностроение, выпуск машиностроительной продукции в разных отраслях, инструментальные заводы. Недавно озвучивались планы загрузки судостроительных заводов, и здесь большой портфель заказов.
В-третьих, финансовая сторона вопроса, без которой развитие вызывает сложности. Мы видим, как Центральный Банк повышает ключевую ставку в борьбе с инфляцией. Для нас это одна из болевых точек сегодня, из-за чего предприятия сталкиваются с трудностями. Но выход из этой ситуации, как мне кажется, есть, и я надеюсь, государство в эту сторону повернется. В связи с тем, что у физических лиц сегодня на счетах имеются достаточно значительные суммы, вовлечение их в оборот поможет экономике. Здесь требуется грамотно выстроенная финансово кредитная политика, которая повысит интерес населения к финансовым инструментам.
В-четвертых, международная экономическая кооперация России со странами Востока и Юга, выстраивание новых технологических цепочек. В числе примеров – тесное взаимодействие с КНР, которое привносит и политическую стабильность, работа со странами БРИКС в целом, взаимодействие с Турцией. Есть еще куда развиваться.
В-пятых, на горьком опыте взаимоотношений с Украиной Россия убедилась, к чему приводят сиюминутные экономические выгоды. Поэтому есть запрос на укрепление отношений с ближайшими государствами-соседями, оценку стратегического потенциала».
В свою очередь, Игорь Муравьев указал на важность состояния экономики Китая для России, а также значение Ближнего Востока, ведь, несмотря на диверсификацию экономики нашей страны, мировые цены на энергоносители играют для нее особую роль:
«Безусловно, нужно следить за экономическим состоянием наших основных крупнейших партнеров, но особенно стоит приглядывать за Ближним Востоком. Есть еще тлеющие конфликты в зонах наших интересов. Что касается потребления наших ресурсов, то тут очень важен африканский континент».
Экономика Ленинградской области. Упор на «конкурентные преимущества»
47-й регион всегда был экспортно-ориентированным, имел хорошие логистические цепочки, в том числе с европейскими партнерами. Количество совместных предприятий было достаточно велико. Станислав Еремеев указал на то, что за два последних года Ленобласть, как и вся Россия, научилась работать и жить в новых условиях, в регионе идет «переналадка», чему способствует высокий запас экономической прочности:
«Если в ряде регионов вся экономика держится на каком-то одном гиганте и от него зависит, то 47-й имеет и устойчивое сельское хозяйство, которое дает значительный внутренний продукт, и хорошие показатели на рынке труда. Кроме того, развивается туристическая индустрия в связке с якорным партнером в лице Петербурга. Шаги в этом направлении приносят новые ресурсы, сервисы, рабочие места. Эта работа продолжится и в 2024-м.
Кроме того, существует ряд мощных инфраструктурных проектов, имеющих значение для всей страны, в том числе удобрения и их переработка. Осуществляется модернизация атомной станции, поддержка устойчивых условий для развития бизнеса. Регион в целом отличается стабильностью, которая позволяет предпринимателям вести плановую работу на перспективу, а также важен уклон в сторону гарантированного исполнения социально ориентированного бюджета».
Между тем, по мнению Игоря Муравьева, недружественные страны Европы продолжат влиять на регион и в текущем году, поскольку на его территории продолжают работать производства, так или иначе связанные с предпринимателями из стран ЕС:
«Несмотря на санкционное давление, они всякими хитрыми способами, но все-таки стараются сохранить свое присутствие в нашем очень перспективном регионе. Некоторые из них считают, что ситуация может измениться после очередных крупных выборов в их государствах. Те, что не совсем ушли, ищут повод вернуться, те, что продолжают работать, расширят производство, другие просто ждут какого-то момента. Все-таки, как бы их сумасшедшие политики ни хотели, наша экономика не рухнула, и к ним понимание этого приходит, для многих потеря российского рынка очень значима. Конечно, не у всех получится его сохранить, за тот же автокластер уже серьезно взялись китайские производители».
По словам спикера, региональную, как и российскую экономику в целом, нельзя просто взять и изолировать от мировой:
«Мы остаемся частью мировой экономики, которая находится в зоне большой турбулентности. Не очень понятно, что принесет 2024-й миру, но если говорить про Ленинградскую область, то у нас в ТПП региона есть осторожный оптимизм. И он не на пустом месте, он сформирован по итогам прошлого года.
Но сразу укажу на негативные факторы, их немного. Во-первых, дефицит кадров, во-вторых, вопрос финансирования. Существует также запрос на сохранение стабильности в плане налоговой политики. Что же касается оптимизма, то его придают наши крупные ленинградские производственные проекты, в том числе связанные с развитием портовой инфраструктуры.
Это наше серьезнейшее конкурентное преимущество, такая точка роста, которая дает возможность для разных сфер бизнеса работать и зарабатывать. Некоторые из этих проектов близки к финальной стадии, другие только начали реализовывать. Наш регион и раньше был, наверное, одним из крупнейших портовых хабов Российской Федерации. В настоящий же момент мы развиваемся в этом направлении и совместно с Республикой Беларусь.
Помимо того, у нас развито сельское хозяйство, есть действующие крупные объекты, открываются новые фермерские хозяйства. Продукция Ленобласти востребована не только в нашей агломерации, но и в других регионах нашей большой страны. Так что здесь тоже все довольно позитивно выглядит.
Традиционно сильные позиции у строительного блока, несмотря на некоторые перипетии с льготным кредитованием. Предполагаю, что спрос на жилье в регионе останется на хорошем уровне, а он тянет за собой много других смежных отраслей. В целом, для Ленинградской области 2024-й год обещает быть благополучным, несмотря на некие катаклизмы на мировом уровне».
Геннадий Ткачев
Фото: Pxhere.com